Главное меню

Система зажигания

В карбюраторных и большинстве газовых двигателей зажига­ние горючей смеси происходит посредством электрической искры, получаемой от источника электрического тока высокого напряже­ния. Исключение составляют газодизели, у которых в конце хода сжатия при помощи топливного насоса в цилиндр впрыскивается небольшая доза запального топлива, которая самовоспламеняется и поджигает горючую смесь, находящуюся в цилиндре. При электри­ческом зажигании, в зависимости от устройств, служащих источни­ком тока высокого напряжения, различают две основные системы зажигания: батарейное и от магнето. Вне зависимости от системы зажигания запал производится с помощью запальных свеч, изобра­женных на фиг. 129.

Свечи системы електрического зажигания

Запальная свеча состоит из стального корпуса 7, в кото­ром помещается фарфоровый или слюдяной изолятор 5 с заделан­ным в нем центральным электродом 1. Верхний конец центрального электрода имеет резьбу, и гайку 6 для присоединения токоподводящего провода. Изолятор устанавливается в корпусе свечи на уплот­ненных прокладках 3. В корпусе свечи закреплен боковой электрод 2.

Между центральным и боковым электродами должен быть искровой промежуток от 0,4 до 0,8 мм. Свеча ввертывается в крышку цилиндра с тем, чтобы нижняя ее часть с электродами входила в полость про­странства сжатия. Для герме­тичности под свечу ставится медноасбестовая прокладка 8. При включении электрического тока, подводимого к централь­ному электроду свечи, между центральным и боковым элек­тродом возникает искровой раз­ряд. Электрическая искра вос­пламеняет сжатую горючую смесь.

При системе зажигания от магнето последнее служит источником электрического то­ка. Магнето представляет собой магнитоэлектрическую машину. Различают два основных типа магнето: с вращающимся маг­нитом и с вращающимися об­мотками. В СССР промышлен­ность выпускает магнето пер­вого типа; простейшая схема его представлена на фиг. 130.

Схема магнето

Между двумя стойками 1, из­готовленными из мягкого железа, с расположенным на них железным сердечником 2 вращается постоянный магнит 3. При положении магнита, указанном на фиг. 130, а, магнитный поток от северного полюса направляется по железным стойкам и сердечнику к южному полюсу, образуя в сердечнике 2 магнитный поток, устремляемый слева направо. Когда магнит повернется на 90° (фиг. 130, б), магнитный поток минует сердечник. При дальнейшем повороте магнита на 90° (фиг. 130, в) магнитный поток опять проходит по сердечнику 2, но теперь уже справа налево. При дальнейшем вращении магнита рассмотренные явления повторяются. Таким образом, за один обо­рот магнита 3 в сердечнике 2 магнитный поток дважды меняет свое направление и дважды достигает своей наибольшей величины.

На сердечнике имеются две обмотки — толстая 4 с относительно небольшим числом витков, называемая первичной обмоткой, и тонкая 5 с большим числом витков — вторичная обмотка. Один конец первичной обмотки присоединен к сердеч­нику (массе), а другой — ко вторичной обмотке. При прохождении магнитного потока по сердечнику 2 появляющиеся и исчезающие магнитные силовые линии пересекают витки первичной обмотки 4, вызывая появление в нем электрического тока низкого напряжения. Направление и сила тока зависят от направления и силы магнитного потока. Возбуждаемые током первичной обмотки, вокруг нее возни­кает пульсирующее магнитное поле, которое, пересекая витки вторичной обмотки, возбуждает в них переменный ток высокого напряжения.

В многоцилиндровом двигателе число запальных свечей равно числу цилиндров, поэтому ток высокого напряжения сначала под­водится к распределителю, который включает свечи в цепь высокого напряжения поочередно.

Батарейная система зажигания отличается от зажигания с маг­нето тем, что источником тока низкого напряжения служит аккуму­ляторная батарея. Этот ток подводится к катушке, являющейся транс­форматором и состоящей из сердечника, первичной и вторичной обмо­ток. При помощи механического прерывателя ток в цепи первичной обмотки периодически прерывается, вследствие чего магнитное поле первичной обмотки, пульсируя, индуктирует во вторичной обмотке ток высокого напряжения, вызывающий искровой разряд в запальной свече.