В помещениях машинного отделения должны быть порядок и чистота, для чего необходимо ежедневно проводить уборку машинного отделения, не допускать скопления мусора и пропитанного маслом, красками или нефтепродуктами обтирочного материала, способного самовозгораться.
Плиты, трапы, поручни, ограждения, решетки и т. п. должны быть всегда чистыми, насухо протертыми и прочно укрепленными. Окраску стенок, переборок, подволока, оборудования и трубопроводов систем надо своевременно восстанавливать, соблюдая отличительные цвета. Под механизмами и оборудованием должны быть поддоны для сбора утечек воды, масла или нефтетоплива, поддоны должны иметь дренажные трубопроводы, отведенные в соответствующие дренажные цистерны. Пространство под плитами следует содержать в надлежащей чистоте. Льяла должны быть чистыми, их надо осушать, соблюдая требования Конвенции по предотвращению загрязнения с судов. Каждое машинное отделение имеет системы питьевой и мытьевой воды (рис. 2.8).
Повышение мощности и общей энергонасыщенности современных машинных отделениях ужесточило требования к таким эргономическим показателям обеспечения оптимальных условий труда экипажей на судах, как вентиляция машинного отделения (табл. 2.11), шумность (табл. 2.12), вибрация (табл. 2.13), освещенность машинного отделения (табл. 2.14), для которых установлены допустимые параметры в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Под шумом понимается совокупность сочетания звуковых колебаний различных частот и амплитуд. Частота звуковых (воспринимаемых ухом человека) колебаний находится в интервале от 16—20 Гц до 16—20 кГц. Наиболее распространенными характеристиками звуковых колебаний являются давление, интенсивность (сила) звука, уровни интенсивности звука и звукового давления.
В помещениях машинных отделений допускаются как предельные следующие нормы шума: для машинных отделений с постоянной вахтой — 90 дБА, для машинных отделения без постоянной вахты — 110 дБА, на посту управления — 75 дБА, в мастерских — 85 дБА, в остальных рабочих помещениях — 90 дБА.
Кодекс ИМО по уровням шума на судах, принятый в 1981 г. (резолюция № А, 468/ХII), устанавливает предельно допустимые значения уровней шума с целью обеспечения безопасности условий труда на судах (с учетом необходимости речевого общения и слухового восприятия сигнализации). Кодексом предусматриваются предельные уровни шума на судах, при соблюдении которых в течение 24 ч члены экипажа не будут подвержены действию шума с эквивалентным уровнем более 80 дБА. Это очень жесткое условие и практически невыполнимо на современных судах (уровни шума в машинном отделении современных судов находятся в пределах 105—117 дБА).
Для снижения вредного воздействия шума кодекс в обязательном порядке рекомендует применять соответствующую индивидуальную защиту и вводить ограничения времени пребывания в шумовых помещениях. Члены экипажа не должны подвергаться воздействию шума, превышающего указанные на рис. 2.9 уровни допустимого ежедневного и случайного воздействия шума. В зоне I никто из членов экипажа, в том числе и имеющие ушные протекторы, не должны находиться даже кратковременно (максимально допустимый уровень 120 дБА, при котором и выше которого не допускается воздействие шума на человека из-за его чрезмерной вредности). В зоне II допускается только случайное воздействие шума, при этом для защиты слуха должны использоваться совместно ушные вкладыши и ушные протекторы (под случайным воздействием в кодексе понимается воздействие шума раз в неделю или реже). В зоне III допускается ежедневная работа членов экипажа при условии применения ушных протекторов (в этой зоне находятся около 90 % машинное отделение судов), при этом эквивалентный уровень шума Lэкв 24 = 105 дБА. В зоне IV допускается ежедневное воздействие шума при наличии наушников или вкладышей. В зоне V индивидуальная защита не требуется, но члены экипажа не должны находиться под воздействием шума с уровнем 85 дБА более 8 ч, эквивалентный уровень шума составляет Lэкв 24 = 60 дБА. В зоне VI также допускается только случайное воздействие шума.
Продолжительность ежедневного воздействия на человека шума с уровнями, при которых требуется обязательное применение ушных протекторов, не должна превышать 4 ч непрерывного воздействия или 8 ч за 1 сут. Для соблюдения норм кодекса необходимо знать, что ушные протекторы обеспечивают приблизительно следующее ослабление звука: ушные вкладыши — 20 дБА, наушники — 30 дБА, вкладыши и наушники—35 дБА. Кодексом предусматривается обязательное применение предупреждающих надписей у входа в помещение с уровнями шума, превышающими 85 дБА.
Инфразвук — область акустических колебаний в диапазоне частот ниже 20 Гц. Уровни инфразвука могут достигать в машинном отделении и на открытых палубах судов 115—120 дБА, а в жилых и общественных помещениях судов свыше 100 дБА. Источниками инфразвука на судах являются: гребной винт; энергетических установок; система вентиляции и кондиционирования воздуха; резонансные колебания пластин корпусных конструкций; инфразвуковые колебания, связанные с процессами в атмосфере и состоянием моря, частота которых находится в самой низкочастотной области инфразвука. Инфразвук не вызывает слухового ощущения, однако при значительной интенсивности он может восприниматься органами слуха. Инфразвук отрицательно влияет на организм человека. При инфразвуковых колебаниях частотой 5 и 10 Гц и уровнями давления 100 и 135 дБА в течение 15 мин наблюдаются неприятные слуховые ощущения, общая усталость, вялость и давление в ушах: у 15— 20 % людей возникает головная боль и головокружение, более половины жалуются на рассеянность, сонливость, ощущение депрессии и др. Механизм воздействия инфразвука ниже 120 дБА гораздо сложнее и мало изучен, в то время как воздействие его на человека осуществляется практически непрерывно в течение многих недель и даже месяцев.
В соответствии с Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах № 2274—80 предельным ограничительным параметром инфразвука для рабочих мест производственных помещений принято 105 дБА независимо от его частоты. В настоящее время разрабатывается стандарт «сССБТ. Инфразвук. Допустимые уровни на рабочих местах и методы контроля», который будет распространяться и на суда морского флота.
Вибрация создается работающими на судне механизмами и гребным винтом, отрицательно влияя на прочность механизмов и корпуса судна, на работу радионавигационной аппаратуры, вызывая дополнительное утомление экипажа и ухудшая условия' его обитаемости (табл. 2.15).
Уменьшить вибрацию можно повышением жесткости корпуса, что, однако, приводит к резкому увеличению его массы. Возможности снижения возмущающих пульсирующих сил от винтов уже почти исчерпаны (так, увеличиваются зазоры между винтом и корпусом, возрастает число лопастей, ставятся направляющие насадки, выравниваются поля скоростей подходящей к винту воды).
Нагретые свыше 220 °С поверхности механизмов, оборудования и трубопроводов должны быть изолированы негорючим материалом для того, чтобы температура поверхности покрытий не превышала 50 "С. Негорючие материалы — это такие, которые при нагревании до 750 °С не горят и не выделяют горючих газов, могущих самовоспламениться.
В машинном отделении, где хранится или используется топливо или масло, изоляция должна быть обшита металлическими листами или другими нефтенепроницаемыми материалами для сохранения прочности. Необходимо принимать меры для предотвращения разрушения изоляции от вибрации и механических повреждений.
Интенсивное тепловое облучение может привести к перегреву организма человека и тяжелым заболеваниям, в связи с этим по санитарным нормам допускается следующая интенсивность облучения:
|