Судовые двигатели

Нормы обитаемости в машинном отделении

В помещениях машинного отделения должны быть порядок и чистота, для чего необходимо ежедневно проводить уборку машинного отделения, не допускать скопления мусора и пропитанного мас­лом, красками или нефтепродуктами обтирочного материала, спо­собного самовозгораться. Плиты, трапы, поручни, ограждения, решетки и т. п. должны быть всегда чистыми, насухо протертыми и прочно укрепленными. Окраску стенок, переборок, подволока, оборудования и трубопроводов систем надо своевременно восста­навливать, соблюдая отличительные цвета. Под механизмами и оборудованием должны быть поддоны для сбора утечек воды, масла или нефтетоплива, поддоны должны иметь дренажные тру­бопроводы, отведенные в соответствующие дренажные цистерны. Пространство под плитами следует содержать в надлежащей чистоте. Льяла должны быть чистыми, их надо осушать, соблюдая требования Конвенции по предотвращению загрязнения с судов. Каждое машинное отделение имеет системы питьевой и мытьевой воды (рис. 2.8).

Системы питьевой и мытьевой воды в машинном отделении

Повышение мощности и общей энергонасыщенности современ­ных машинных отделениях ужесточило требования к таким эргономическим показа­телям обеспечения оптимальных условий труда экипажей на су­дах, как вентиляция машинного отделения (табл. 2.11), шумность (табл. 2.12), вибрация (табл. 2.13), освещенность машинного отделения (табл. 2.14), для которых установлены допустимые параметры в соответствии с санитар­ными правилами и нормами.

Под шумом понимается совокупность сочетания звуковых ко­лебаний различных частот и амплитуд. Частота звуковых (вос­принимаемых ухом человека) колебаний находится в интервале от 16—20 Гц до 16—20 кГц. Наиболее распространенными харак­теристиками звуковых колебаний являются давление, интенсив­ность (сила) звука, уровни интенсивности звука и звукового давления.

В помещениях машинных отделений допускаются как предельные следующие нормы шума: для машинных отделений с постоянной вахтой — 90 дБА, для машинных отделения без постоянной вахты — 110 дБА, на посту управления — 75 дБА, в мастерских — 85 дБА, в остальных рабочих помещениях — 90 дБА.

Кодекс ИМО по уровням шума на судах, принятый в 1981 г. (резолюция № А, 468/ХII), устанавливает предельно допустимые значения уровней шума с целью обеспечения безопасности усло­вий труда на судах (с учетом необходимости речевого общения и слухового восприятия сигнализации). Кодексом предусматри­ваются предельные уровни шума на судах, при соблюдении кото­рых в течение 24 ч члены экипажа не будут подвержены действию шума с эквивалентным уровнем более 80 дБА. Это очень жесткое условие и практически невыполнимо на современных судах (уровни шума в машинном отделении современных судов находятся в пределах 105—117 дБА).

Для снижения вредного воздействия шума кодекс в обязатель­ном порядке рекомендует применять соответствующую индиви­дуальную защиту и вводить ограничения времени пребывания в шумовых помещениях. Члены экипажа не должны подвергаться воздействию шума, превышающего указанные на рис. 2.9 уровни допустимого ежедневного и случайного воздействия шума. В зоне I никто из членов экипажа, в том числе и имеющие ушные протек­торы, не должны находиться даже кратковременно (максимально допустимый уровень 120 дБА, при котором и выше которого не допускается воздействие шума на человека из-за его чрезмерной вредности). В зоне II допускается только случай­ное воздействие шума, при этом для защиты слуха должны ис­пользоваться совместно ушные вкладыши и ушные протекторы (под случайным воздействием в кодексе понимается воздейст­вие шума раз в неделю или реже). В зоне III допускается ежедневная работа членов эки­пажа при условии применения ушных протекторов (в этой зоне находятся около 90 % машинное отделение судов), при этом эквивалентный уровень шума Lэкв 24 = 105 дБА. В зоне IV допускается еже­дневное воздействие шума при наличии наушников или вклады­шей. В зоне V индивидуальная защита не требуется, но члены экипажа не должны находиться под воздействием шума с уров­нем 85 дБА более 8 ч, эквивалентный уровень шума составляет Lэкв 24 = 60 дБА. В зоне VI также допускается только случайное воздействие шума.

Продолжительность ежедневного воздействия на человека шума с уровнями, при которых требуется обязательное применение ушных протекторов, не должна превышать 4 ч непрерывного воз­действия или 8 ч за 1 сут. Для соблюдения норм кодекса необхо­димо знать, что ушные протекторы обеспечивают приблизительно следующее ослабление звука: ушные вкладыши — 20 дБА, науш­ники — 30 дБА, вкладыши и наушники—35 дБА. Кодексом предусматривается обязательное применение предупреждающих надписей у входа в помещение с уровнями шума, превышающими 85 дБА.

Инфразвук — область акустических колебаний в диапазоне частот ниже 20 Гц. Уровни инфразвука могут достигать в машинном отделении и на открытых палубах судов 115—120 дБА, а в жилых и обществен­ных помещениях судов свыше 100 дБА. Источниками инфразвука на судах являются: гребной винт; энергетических установок; система вентиляции и кон­диционирования воздуха; резонансные колебания пластин кор­пусных конструкций; инфразвуковые колебания, связанные с про­цессами в атмосфере и состоянием моря, частота которых нахо­дится в самой низкочастотной области инфразвука. Инфразвук не вызывает слухового ощущения, однако при значительной ин­тенсивности он может восприниматься органами слуха. Инфра­звук отрицательно влияет на организм человека. При инфразвуковых колебаниях частотой 5 и 10 Гц и уровнями давления 100 и 135 дБА в течение 15 мин наблюдаются неприятные слуховые ощущения, общая усталость, вялость и давление в ушах: у 15— 20 % людей возникает головная боль и головокружение, более половины жалуются на рассеянность, сонливость, ощущение де­прессии и др. Механизм воздействия инфразвука ниже 120 дБА гораздо сложнее и мало изучен, в то время как воздействие его на человека осуществляется практически непрерывно в течение многих недель и даже месяцев.

В соответствии с Гигиеническими нормами инфразвука на ра­бочих местах № 2274—80 предельным ограничительным пара­метром инфразвука для рабочих мест производственных помеще­ний принято 105 дБА независимо от его частоты. В настоящее время разрабатывается стандарт «сССБТ. Инфразвук. Допустимые уровни на рабочих местах и методы контроля», который будет распространяться и на суда морского флота.

Вибрация создается работающими на судне механизмами и гребным винтом, отрицательно влияя на прочность механизмов и корпуса судна, на работу радионавигационной аппаратуры, вы­зывая дополнительное утомление экипажа и ухудшая условия' его обитаемости (табл. 2.15).

Уменьшить вибрацию можно повышением жесткости корпуса, что, однако, приводит к резкому увеличению его массы. Возмож­ности снижения возмущающих пульсирующих сил от винтов уже почти исчерпаны (так, увеличиваются зазоры между винтом и корпусом, возрастает число лопастей, ставятся направляющие насадки, выравниваются поля скоростей подходящей к винту воды).

Нагретые свыше 220 °С поверхности механизмов, оборудова­ния и трубопроводов должны быть изолированы негорючим мате­риалом для того, чтобы температура поверхности покрытий не пре­вышала 50 "С. Негорючие материалы — это такие, которые при нагревании до 750 °С не горят и не выделяют горючих газов, могущих самовоспламениться.

В машинном отделении, где хранится или используется топливо или масло, изо­ляция должна быть обшита металлическими листами или другими нефтенепроницаемыми материалами для сохранения прочности. Необходимо принимать меры для предотвращения разрушения изоляции от вибрации и механических повреждений.

Интенсивное тепловое облучение может привести к перегреву организма человека и тяжелым заболеваниям, в связи с этим по са­нитарным нормам допускается следующая интенсивность облу­чения: