На эксплуатационные и технико-экономические показатели судна (грузоподъемность, грузовместимость, удобство обслуживания, эффективность выполнения грузовых операций и т. д.) существенное влияние оказывает место расположения машинного отделения — кормовое, центральное (среднее) и промежуточное (смещенное).
Наиболее распространенное кормовое расположение машинное отделение, при котором обеспечиваются: увеличение грузовместимости судна (в среднем на 2—3 %, а в некоторых случаях до 10—15 %) за счет сокращения объема машинного отделения и ликвидации туннелей гребных валов, проходящих через кормовые трюмы; уменьшение длины, валопроводов; улучшение условий укладки грузов, механизации трюмных работ и выполнения грузовых операций в целом; уменьшение пожарной опасности (на танкерах).
Недостатки кормового расположения машинного отделения: затрудняется дифферентовка судна на ровный киль как с полным грузом, так и в балласте; ухудшаются условия управления судном вследствие увеличения зоны невидимости, что заставляет поднимать на один ярус пост управления в кормовой надстройке или устраивать его в специальной рубке в носовой- или средней части судна; ухудшаются условия обитаемости для экипажа (вибрация винта и корпуса, большие ускорения килевой качки); затрудняется обеспечение непотопляемости судна при затоплении машинного отдления; возникают повышенные крутильные колебания валопровода.
Кормовое расположение машинного отделения характерно для танкеров, судов для навалочных грузов, универсальных малотоннажных судов, контейнеровозов; для этих судов преимущества кормового расположения являются определяющими. Более эффективным оказалось кормовое расположение машинного отделения и для лесовозов: в связи с освоением пакетных и контейнерных перевозок все трюмы, кроме первого, имеют оптимальную форму для размещения пакетов и контейнеров.
При кормовом расположении машинного отделения из-за короткого жесткого валопровода наблюдаются резонансы крутильных колебаний в рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала. В энергетических установках с малооборотным дизелем резонансы главных порядков обусловлены числом цилиндров главного двигателя.
Чем короче и жестче валопровод и меньше число цилиндров в главного двигателя (табл. 2.1), тем реальнее возможность развития резонансных колебаний, поэтому необходимо в районе резонансных частот определять опасные зоны частот вращения коленчатого вала, а также устанавливать в главного двигателя демпферы, дополнительные маховики и т. д. Для снижения шума в жилых помещениях рекомендуется шахты машинного отделения по возможности устраивать снаружи надстроек и рубок.
|