Главное меню

Судовые двигатели

Судовые насосы

Перекачивающие, откачивающие, подкачи­вающие, циркуляционные и другие насосы аналогичного назначе­ния устанавливают вблизи мест забора перекачиваемой жидкости, они снабжены приемными патрубками минимальной длины и до­статочно большого проходного сечения. Высота установки на­соса относительно уровня при­нимаемой жидкости должна быть по возможности минималь­ной для обеспечения надеж­ного постоянного приема рабо­чей жидкости при качке суд­на. Желательно, чтобы рабо­чая жидкость поступала к на­сосу под напором (особенно чувствительны к этому центро­бежные насосы). В связи с этим на приемных патрубках систем, как правило, устана­вливают невозвратные клапа­ны для поддержания приемных магистралей заполненными. На­сосы, подающие топливо к главного двигателя и вспомогательным дизелем, работают от расходной (подпорной) цистерны, распо­ложенной значительно выше уровня насоса.

Приемные кингстоны забортной воды располагаются в носовой части машинного отделения перед отливными клапанами. Кингстоны должны уста­навливаться на специальных кингстонных ящиках или приемных забортных патрубках. Приемные забортные отверстия в наружной обшивке судна защищают решетками. Чаще всего предусматри­вают два кингстонных ящика, причем один на борту в районе скуловой части, другой — на днище судна с противоположного борта. На ледоколах и судах ледового плавания для приема за­бортной охлаждающей воды применяют ледовые ящики (рис. 2.2), в которых попадающий мелкий битый лед собирается в верхней его части и тает от тепла, отводимого в ящик от нагревшейся воды из системы охлаждения.

Ледовый ящик

Насосы пресной и забортной воды устанавливают в трюме на приемных трубопроводах забортной воды. Насосы циркуляцион­ной системы охлаждения цилиндров, поршней, форсунок и т. д. располагают в наиболее низкой части системы. Насосы устанавли­вают так, чтобы они забирали жидкость из охладителя и нагне­тали ее в полость охлаждения (а не наоборот). Это обеспечивает повышенное давление в полости охлаждения дизеля.

Масляные насосы, как правило, устанавливают вблизи сточно- циркуляционных цистерн со стороны подвода масла к дизелю. На вспомогательным дизелем и главных среднеоборотный дизель сравнительно небольшой мощности масля­ные насосы обычно навешиваются в носовой части дизеля. Это определяет место установки циркуляционных масляных цистерн и другого вспомогательного оборудования масляной системы дизеля.

Балластные, пожарные и осушительные насосы располагаются на той же кингстонной перемычке, что и насосы забортной воды. Расположение ВМ общесудового назначения (гидрофоров, подо­гревателей, холодильных установок, кондиционеров и т. п.) осно­вано на тех же принципах, что и механизмов дизельных энергетических установок.

Расположение охладителей масла и пресной воды обусловлено соображениями сокращения трассы прохождения охлаждаемой и охлаждающей жидкостей; как правило, в энергетических установок с малооборотным дизелем они устанав­ливаются вблизи насосов или на платформе над насосами. На су­дах относительно небольшого водоизмещения охладители раз­мещаются на бортовых кронштейнах или под настилом машинного отделения.

На судах с автоматизированными дизельных энергетических установок сепараторы, подогрева­тели, насосы и фильтры топливных и масляных систем разме­щаются в специальном помещении или группируются в одном месте машинного отделения, имеющем вытяжную вентиляцию. При наличии центрального пульта управления и соответствующей степени автоматизации воздушные компрес­соры устанавливаются с учетом удобства общего расположения механизмов в машинном отделении, а при небольшой степени автоматизации — вблизи пульта управления, чтобы удобно было наблюдать за их работой. Обычно компрессоры устанавливают в таких местах, где всасываемый воздух минимально загрязнен парами горячих жид­костей. Баллоны пускового воздуха располагают на платформах со стороны подвода воздуха к главного двигателя.

Устройства для предотвращения загрязнения моря с судов. Международная конвенция 1973 г. по предотвращению загрязне­ния с судов и Протокол 1978 г. для судов валовой вместимостью 400 per. т и более установили норму качества стока нефтесодержащих вод, не превышающую 100 мг/л содержания нефти; для судов валовой вместимостью 10 тыс. per. т и более для сбрасы­ваемых нефтесодержащих вод должны применяться система авто­матического замера и контроля содержания нефти в них, а также устройство для сепарации нефтеводяной смеси и система филь­трации нефти, которые способны обеспечить сток с содержанием нефти, не превышающим 15 мг/л (млн-1, или ррт).