Перекачивающие, откачивающие, подкачивающие, циркуляционные и другие насосы аналогичного назначения устанавливают вблизи мест забора перекачиваемой жидкости, они снабжены приемными патрубками минимальной длины и достаточно большого проходного сечения.
Высота установки насоса относительно уровня принимаемой жидкости должна быть по возможности минимальной для обеспечения надежного постоянного приема рабочей жидкости при качке судна. Желательно, чтобы рабочая жидкость поступала к насосу под напором (особенно чувствительны к этому центробежные насосы). В связи с этим на приемных патрубках систем, как правило, устанавливают невозвратные клапаны для поддержания приемных магистралей заполненными. Насосы, подающие топливо к главного двигателя и вспомогательным дизелем, работают от расходной (подпорной) цистерны, расположенной значительно выше уровня насоса.
Приемные кингстоны забортной воды располагаются в носовой части машинного отделения перед отливными клапанами. Кингстоны должны устанавливаться на специальных кингстонных ящиках или приемных забортных патрубках. Приемные забортные отверстия в наружной обшивке судна защищают решетками. Чаще всего предусматривают два кингстонных ящика, причем один на борту в районе скуловой части, другой — на днище судна с противоположного борта. На ледоколах и судах ледового плавания для приема забортной охлаждающей воды применяют ледовые ящики (рис. 2.2), в которых попадающий мелкий битый лед собирается в верхней его части и тает от тепла, отводимого в ящик от нагревшейся воды из системы охлаждения.
Насосы пресной и забортной воды устанавливают в трюме на приемных трубопроводах забортной воды. Насосы циркуляционной системы охлаждения цилиндров, поршней, форсунок и т. д. располагают в наиболее низкой части системы. Насосы устанавливают так, чтобы они забирали жидкость из охладителя и нагнетали ее в полость охлаждения (а не наоборот). Это обеспечивает повышенное давление в полости охлаждения дизеля.
Масляные насосы, как правило, устанавливают вблизи сточно- циркуляционных цистерн со стороны подвода масла к дизелю. На вспомогательным дизелем и главных среднеоборотный дизель сравнительно небольшой мощности масляные насосы обычно навешиваются в носовой части дизеля. Это определяет место установки циркуляционных масляных цистерн и другого вспомогательного оборудования масляной системы дизеля.
Балластные, пожарные и осушительные насосы располагаются на той же кингстонной перемычке, что и насосы забортной воды. Расположение ВМ общесудового назначения (гидрофоров, подогревателей, холодильных установок, кондиционеров и т. п.) основано на тех же принципах, что и механизмов дизельных энергетических установок.
Расположение охладителей масла и пресной воды обусловлено соображениями сокращения трассы прохождения охлаждаемой и охлаждающей жидкостей; как правило, в энергетических установок с малооборотным дизелем они устанавливаются вблизи насосов или на платформе над насосами. На судах относительно небольшого водоизмещения охладители размещаются на бортовых кронштейнах или под настилом машинного отделения.
На судах с автоматизированными дизельных энергетических установок сепараторы, подогреватели, насосы и фильтры топливных и масляных систем размещаются в специальном помещении или группируются в одном месте машинного отделения, имеющем вытяжную вентиляцию. При наличии центрального пульта управления и соответствующей степени автоматизации воздушные компрессоры устанавливаются с учетом удобства общего расположения механизмов в машинном отделении, а при небольшой степени автоматизации — вблизи пульта управления, чтобы удобно было наблюдать за их работой. Обычно компрессоры устанавливают в таких местах, где всасываемый воздух минимально загрязнен парами горячих жидкостей. Баллоны пускового воздуха располагают на платформах со стороны подвода воздуха к главного двигателя.
Устройства для предотвращения загрязнения моря с судов. Международная конвенция 1973 г. по предотвращению загрязнения с судов и Протокол 1978 г. для судов валовой вместимостью 400 per. т и более установили норму качества стока нефтесодержащих вод, не превышающую 100 мг/л содержания нефти; для судов валовой вместимостью 10 тыс. per. т и более для сбрасываемых нефтесодержащих вод должны применяться система автоматического замера и контроля содержания нефти в них, а также устройство для сепарации нефтеводяной смеси и система фильтрации нефти, которые способны обеспечить сток с содержанием нефти, не превышающим 15 мг/л (млн-1, или ррт).
|