Выверка главного двигателя на фундаменте производится следующим образом.
Ослабляются фундаментные болты (рис. 2.16) и, если возможно, снимаются. Удаляются резьбовые пробки из отверстий под отжимные винты и ввинчиваются отжимные винты, при этом необходимо положить плиты для защиты фундамента. С помощью отжимных винтов поднимается главного двигателя, удаляются пригоночные детали и выверяется главного двигателя таким образом, чтобы величины раскепов KB находились в допустимых пределах; обращается внимание на величину раскепа первого цилиндра главного двигателя, проверяется, прилегает ли KB к нижним вкладышам. Определяется толщина новых пригоночных деталей и при необходимости изготовляются новые пригоночные детали, которые ставятся на место, щупом проверяется их плотная посадка. Ставятся и затягиваются фундаментные болты. Проверяется раскеп KB и записывается в журнал. Удаляются отжимные винты и плиты. Резьбовые отверстия закрываются пробками или пластмассовыми заглушками.
Агрегатный метод монтажа энергетических установок. Для отработки оптимального расположения энергетического оборудования используют метод объемного проектирования. Оптимальное расположение всех элементов энергетических установок выявляется непосредственно в процессе изготовления и многократного перемещения объемных масштабных макетов механизмов и агрегатов и объединения трубопроводов по возможности в пакеты и панели. По окончательно отработанному макету машинное отделение выполняются его компоновочные чертежи, которые используются во время монтажа оборудования в машинное отделение при постройке судна. Например, были унифицированы кормовые оконечности судна с машинное отделение в полном составе лесовоза-пакетовоза «Пионер Москвы» и универсального сухогрузного судна «Николай Жуков». Монтаж оборудования машинное отделене и трубопроводов составляет около 18—20 % от общей трудоемкости постройки судна и является одним из наиболее сложных видов работ судостроительного производства.
В последнее время агрегатирование оборудования энергетических установок сочетается с формированием машинное отделение в виде зонально-функциональных объемных блоков, которые монтируются в цехе параллельно со сборкой корпуса судна на стапеле. Например, при постройке нефтерудовоза «Борис Бутома» было сформировано три зональных и 15 функциональных блоков. В состав зональных блоков входят как функциональные блоки, так отдельные механизмы и устройства.
Функциональные блоки объединяют около 90 % оборудования машинное отделение, они собираются на специальных рамах, которые при установке блоков на судно заменяют фундаменты и привариваются к корпусным конструкциям. Это позволяет сократить число фундаментов, обычно устанавливаемых в машинное отделение, на 40 %. Функциональные блоки и панели позволяют выполнять в цеху также трубомедницкие работы и объединяют около 70 % трубопроводов машинное отделение. В связи с этим протяженность трубопроводов сократилась примерно на 25%. Например, комплект одного из функциональных блоков главного двигателя включает: охладители пресной воды, масла, деаэратор пресной воды, различные охлаждающие и масляные насосы и цистерны, а также трубопроводы с арматурой, приборы управления, КИП и т. п. Габариты этого блока 15?6,5?4,6 м, с его помощью почти полностью обеспечивается работа главного двигателя. Предусмотрены две зоны обслуживания главного двигателя в машинном отделении, где расположены приборы управления и контроля за работой механизмов и просторные ремонтные площадки.
Внедрение крупноблочного метода монтажа энергетических установок позволяет снизить трудоемкость монтажных и трубомедницких работ примерно на 20 % й значительно сократить цикл постройки судна. При этом улучшаются технологические, эстетические и эргономические характеристики конструкций, повышаются качество работы и производительность труда.
|