Крепление главного двигателя и валопроводов на клиньях в процессе постройки судна на горизонтальном стапеле имеют очевидные технологические преимущества.
Однако имеются также и очевидные недостатки: после спуска судна иа воду его корпус и вместе с ним фундамент под главного двигателя с валопроводом получают перемещения, вызванные механическими и тепловыми деформациями, которые приводят к нарушениям центровки элементов валопровода, «привалки» поршней, плоскостности фундаментной рамы. Величина этих нарушений зависит от многих факторов, прежде всего, от особенностей конструкции, расположения корпуса на опорах (кильблоках, судовозных тележках и т. п.), условий обогрева строящегося корпуса солнцем и т. д.
Восстановление нормальной линии вала после спуска судна на воду может, оказаться весьма затруднительным. Для решения этой проблемы разработан ряд мероприятий. В частности, технология сборки отечественных малооборотным дизелем предусматривает использование регулируемых монтажных клиньев. Это позволяет удерживать плоскость фундаментной рамы в стендовых параметрах, указываемых предприятием-строителем, на различных стадиях постройки судна (на степеле без гребного вала, с валом, после спуска на воду и т. п.).
Разработан метод имитации гидростатических сил поддержания корпуса судна «на ровной воде» с помощью гидравлических тележек и домкратов, позволяющий еще на стапеле придать корпусу ту упругую линию, которую он примет после спуска на воду. Монтаж главного двигателя и валопровода в этом случае можно начинать сразу же после окончания сварочных работ по корпусу, заменяя недостающие механизмы машинного отделения соответствующими грузами. Обычно деформации корпуса при спуске судна не превышают 0,15—0,18 мм. Следует отметить, что эти меры не решают полностью проблемы укладки линии вала, и технология процесса спуска каждого нового судна постоянно совершенствуется.
|