Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Машинное помещение морских судов Размещение механизмов в машинном отделении
Размещение механизмов в машинном отделении

Расположение главного двигателя и вспомогательного оборудования. При рас­положении главного двигателя в машинном отделении желателен короткий валопровод с главным упорным подшипником, а также достаточные площади вокруг главного двигателя для размещения наиболее крупных его деталей при ремонте. Сверху над дизелем должно быть оставлено пространство для извлечения при помощи подъемных устройств поршней со што­ками или шатунами.

Главного двигателя и ВМ размещаются в машинном отделении таким образом, чтобы с постов их обслуживания обеспечивались свободные проходы к выходным путям шириной не менее 0,6 м. Ширина трапов на выходных путях и ширина дверей должна быть также не менее 0,6 м.

Каждое машинное отделение должно иметь не менее двух выходных путей, рас­положенных в противоположных концах машинное отделение, на палубу и к спа­сательным средствам (лифты не рассматриваются как выходные пути). Вспомогательное оборудование следует устанавливать как можно ближе к обслуживаемому главного двигателя и поблизости от других агрегатов, связанных общим рабочим телом и обслуживающих этот же главного двигателя. Последовательность размещения взаимосвязанных механизмов может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Между механизмами необходимо пространство для возможности их обслуживания.

Трубопроводы должны проходить в трех взаимно перпендику­лярных направлениях: параллельно диаметральной плоскости судна, перпендикулярной к ней и перпендикулярной к основной плоскости, причем необходимо предусматривать достаточные про­странства для монтажа и обслуживания.

Механизмы, требующие постоянного наблюдения во время ра­боты, следует размещать вблизи поста управления. Механизмы, являющиеся источниками шума и вибрации, необходимо уста­навливать на элементах корпуса судна, имеющих повышенную жесткость, или подкреплять эти механизмы дополнительными кон­струкционными элементами. Такие механизмы необходимо амор­тизировать и экранировать их от постов, где длительное время находится обслуживающий персонал.

При выборе места установки любых ВМ необходимо учитывать: возможность их обслуживания минимальным количеством людей (особенно при низкой степени автоматизации энергетических установок); какой агрегат обслуживают ВМ и от функционирования какого агрегата зави­сит их работа, с какой стороны и на какой высоте к ВМ подводят рабочее тело, а также каков источник энергии.

На многих судах большая часть топливных цистерн располо­жена в носовой части машинного отделения, что в некоторой степени определяет место установки оборудования, обслуживающего топливную си­стему (перекачивающих насосов, сепараторов, фильтров, подка­чивающих насосов и др.).

Наиболее распространенное размещение центрального пульта управления на платформе над вспомогательным дизелем с увеличением использования объема машинного отделения, однако, затруд­няет возможность повышения уровня механизации грузовых опе­раций при ремонте дизель-генератор. Расположение центрального пульта управления на платформе в не­посредственной близости к главным и вспомогательным механиз­мам обеспечивает хорошее наблюдение за их работой и облегчает принятие экстренных мер в случае аварийной обстановки. Обычно в центрального пульта управления судовых энергетических установок все схемы представляют собой типовые пульты и щиты.

Главный распределительный щит располагают на платформе в плоскости, перпендикулярной к диаметральной, как правило, по возможности ближе к источникам тока (при наличии центрального пульта управления рас­положение ГРЩ в центрального пульта управления обязательно). Аварийную электростан­цию размещают в отдельном помещении, расположенном выше линии предельного аварийного погружения судна и имеющем отдельный выход на открытую палубу.

Важнейшими факторами, влияющими на расположение меха­низмов в машинном отделении, являются состав и тип судовой электростанции (количество и марка дизель-генератор, наличие УТГ и место их установки, рас­положение и вид распределительных щитов). В машинном отделе дизель-генератор целесооб­разно устанавливать на амортизаторах параллельно диаметраль­ной плоскости, так как они являются источниками вибрации и шума. Если дизель-генератор устанавливают на платформах, то они имеют спе­циальные подкрепления. Для уменьшения влияния шума на об­служивающий персонал дизель-генератор целесообразно огораживать экраном или специальными шумоизолирующими выгородками (выгородки, однако, уменьшают пространство для обслуживания и ремонта энергетических установок). С внедрением систем дистанционного управления в центрального пульта управления место расположения дизель-генератор с точки зрения шумности становится не столь важным.

Место установки вспомогательные генераторы зависит от способа отбора мощности: не­посредственно от главного двигателя (в носу или в корме), от редуктора или от ли­нии гребного вала. В основном вспомогательные генераторы устанавливают над настилом машинного отделения в кормовой части с одной стороны (а иногда с обеих сторон) от линии вала. УТГ устанавливается, как правило, на платформе вблизи вспомогательного или утилизационного котлов, от кото­рых он питается (в шахте машинного отделения на пути газовыпускного трубопро­вода). Когда мощность генераторов становится соизмеримой с мощностью главного двигателя, электростанция может быть вынесена в отдельное шумоизолированное помещение — вспомогательное машинное отделении.

Вспомогательные котлы, устанавливаемые в одном помещении с дизелями, в районе топочного устройства должны быть ограж­дены металлической выгородкой или иметь другие устройства, предохраняющие машинное отделение от воздействия пламени в случае его выброса из топочного устройства.