Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Машинное помещение морских судов Пожаротушение в машинном отделении морских судов
Пожаротушение в машинном отделении морских судов

Все машинные помещения в зависи­мости от их назначения оборудуются стационарными системами пожаротушения. В соответствии с Правилами Регистра СССР в дополнение к водопожарной системе на судах устанавливаются системы: пенотушения, паротушения, углекислотного тушения и тушения хладонами.

Система водораспыления обеспечивает подачу воды автомати­чески включающимся насосом через распылители, установленные в наиболее защищенном от пожара помещении, с производитель­ностью не менее 5 л/мин на 1 м2 площади, по которой может раз­литься топливо, и 1,5 л/мин на 1 м2 площади наибольшего гори­зонтального сечения трюма.

В системе пенотушения в качестве огнетушащего вещества используется воздушно-механическая пена, имеющая следующие кратности пенообразования: низкую (около 10 : 1), среднюю (около 100 : 1) и высокую (около 1000 : 1).

Система пожаротушения обеспечивает подачу насыщенного пара от котлов с интенсивностью не менее 1,33 кг/ч на 1 м3 вало­вого объема наибольшего защищаемого помещения (давление пара 0,6—0,8 МПа).

Количество углекислого газа, кг, в системе углекислотного тушения определяется из выражения т = 1,79V?, где V — объем наибольшего защищаемого помещения, м3; ? — объемный расход углекислого газа, кг/м3, ? = 0,3 —для сухогрузных трюмов и прочих помещений, ? = 0,35 —для машинных помещений с уче­том полного объема шахт и ? = 0,4 — для машинных помеще­ний без учета объема шахт.

Поступление 85 % расчетного количества углекислого газа в предназначенное помещение должно быть обеспечено в течение не более 2 мин для машинных помещений, помещений аварийный дизель-генератор и по­мещений, где применяется жидкое топливо или другие воспламе­няющиеся жидкости, и в течение 10 мин для помещений, где на­ходится автотранспорт и подвижная техника с топливом.

Система углекислотного тушения бывает высокого или низкого давлений. Количество баллонов для хранения сжиженного угле­кислого газа в системе высокого давления определяется в зави­симости от степени их наполнения: не более 0,675 кг/л при давле­нии баллона 12,5 МПа и не более 0,75 кг/л при давлении баллона 15 МПа и более. В резервуаре системы низкого давления расчет­ное количество сжиженного углекислого газа хранится при дав­лении 2 МПа и температуре около 18 °С. Резервуар обслуживается двумя автономными автоматизированными холодильными уста­новками.

В системе тушения хладонами в качестве огнетушащего ве­щества применяют хладон-13В1 и хладон-114В2, а также со­став БФ-2, масса которого состоит из 27 % хладона-114В2 и 73 % бромистого этила. Количество хладона, кг, определяется из выражения т = V?, где V — объем наибольшего защищаемого помещения, м3; ? — объемный расход вещества, кг/м3, ? =  0,2 кг/м3 для хладона-114В2, ? = 0,23 кг/м3 для помещений, в которых перевозится автотранспорт с топливом в баках, ? = 0,215 кг/м3 для состава БФ-2; для хладона-13В1 величина ? определяется по формуле ? = у/( 100?), здесь у = 4,25?5 — норма расхода хладона для тушения пожара (в процентах к объ­ему помещения); ? = 0,16 м3/кг — удельный объем хладона при 20 °С и атмосферном давлении.

Все транспортные суда (за исключением судов со спринклерной противопожарной системой) оборудуются системой автомати­ческой сигнализации обнаружения пожара. В таких системах применяются извещатели, срабатывающие под влиянием тепло­вого и дымового эффектов или действующие на других принципах, одобренных Регистром СССР. Тепловые извещатели срабатывают при температуре 57—74 °С, а в помещениях с повышенной темпе­ратурой — при 80—100 °С и скорости повышения температуры более 1 °С в 1 мин. Извещатели устанавливаются в верхней части каждого защищаемого помещения таким образом, чтобы к ним обеспечивался беспрепятственный приток продуктов сгорания. Световые извещатели работают по принципу фотоэлемента; дымосигнальная автоматическая система — по принципу отсасывания воздуха из помещений.