Рациональное расположение судовых механической и электромеханической мастерских должно создавать оптимальные условия для работы в них, а размещение подъемно-транспортных средств и крупных 34 в машинном отделении — наименьшие трудозатраты при ремонте и обслуживании судовые энергетических установок.
Для подъема и перемещения тяжелых деталей на крупных судах устанавливаются мостовые краны, располагаемые в шахтах машинном отделении, а для более легких деталей — тельферы, движущиеся по монорельсам. В районе расположения крупных ВМ устанавливаются рамы для закрепления переносных деталей и узлов. Для перемещения валов валопровода предусматриваются специальные тележки и рельсовые пути вдоль линии вала.
Судовые мастерские размещают в верхней части помещения энергетических установок на платформе или нижней палубе с обеспечением возможности удобной транспортировки ремонтируемых деталей. Так, мастерские ролкера «Смоленск» имеют следующее оборудование. В механической мастерской находятся: фрезерный станок типа 6П80 (мощность электродвигателя 3 кВт, число скоростей шпинделя 12), габариты стола 400?600 мм; вертикальный сверлильный станок типа 2?135 (мощность электродвигателя 4 кВт); токарный станок типа 1К62 (мощность 10 кВт, частота вращения 1500 об/мин), снабженный резьбонарезным приспособлением; наждачно-шлифовальный станок типа «Апбора ЕР308» и верстак с тисками. В электрической мастерской находятся: настольный вертикальный сверлильный станок типа 2М-112, наждачный станок, контрольный щит, бак для пропитки, малогабаритная сушильная печь, малогабаритное намоточное приспособление. В сварочной мастерской установлены передвижной сварочный агрегат с двухпроводной системой сварки и газосварочное оборудование.
На ролкере «Смоленск» имеются следующие подъемно-транспортные средства. В машинном отделении над главного двигателя установлен тельфер, движение которого осуществляется в обоих направлениях. Тельфер имеет две подъемные скорости. Грузоподъемность установлена согласно рекомендации предприятия-изготовителя главного двигателя. В районе движения тельфера в палубе вырезан люк и имеется подъемное устройство. Над вспомогательным дизелем и сепараторами помещены подъемные балки с роликами для подвешивания талей. Для подъема других тяжелых деталей установлены рамы для подвешивания талей. Предусмотрено грузоподъемное устройство на 2 т для подачи тяжелых деталей на одну из грузовых палуб, а также устройство для транспортировки деталей и запасных частей в машинном отделении и подачи их в механическую мастерскую. Мостовой кран машинном отделении фирмы «Коне» типа LKO7432 снабжен пультом дистанционного управления, все движения каретки и моста осуществляются роликовыми цепями.
На ролкерах имеются мастерские по техническому обслуживанию перегрузочной техники (тягачей и погрузчиков), на лесовозах-пакетовозах — по ремонту стропов, на автоматизированных судах- всех видов — по ремонту .электронного оборудования. Мастерские по ТО перегрузочной техники размещены на гаражной палубе, соединяемой рампой с причалом, вблизи места стоянки и закрепления перегрузочной техники по-походному. В мастерских имеются слесарные верстаки, заточные и сверлильные станки, грузоподъемное оборудование, позволяющее доставлять мост тягача или погрузчика в мастерскую. Вблизи мастерской устраивается яма или помост для осмотра ходовой части автотехники. Мастерские по ТО стропов размещены вблизи мест их хранения и комплектуются соответствующим оборудованием для тросовых работ. Мастерские по ТО электронного оборудования устраиваются в центральный пульт управления или в блоке жилых помещений судна, они обычно имеют систему кондиционирования воздуха, оборудованы монтажным столом и измерительными приборами.
Лифты (пассажирские, грузовые), как правило, применяют на всех крупных судах. Так, на ролкере «Смоленск» имеются два лифта: пассажирский и грузовой. Машинное помещение лифта выполняется пожароустойчивым, сухим и теплым, располагают его на палубе верхнего мостика. Предусмотрена индивидуальная вентиляция машинного помещения и шахты лифта с непосредственным выходом воздуха наружу.
Технические характеристики пассажирского лифта: грузоподъемность 400 кг, скорость движения 1 м/с, высота подъема 26,17 м, количество этажей 8, канаты длиной 4?35 м и диаметром 11 мм, масса кабины 600 кг, масса противовеса 800 кг, шахта размером 1,8?1,3 м, размеры кабины 2,20?1,15?1 м. Технические характеристики грузового лифта: грузоподъемность 250 кг, скорость 0,5 м/с, высота подъема 5,6 м, количество этажей 3, масса кабины 350 кг, масса противовеса 475 кг, канаты длиной 3?13 м, диаметром 10 мм; лебедка с передаточным отношением редуктора 1: 45. Размеры машинного помещения лифта 3,3?2,4 м, размер шахты лифта 1,2?1,4 м, размер кабины 1,12?0,80 м (внутренний).
|