Впускные клапаны двигателей СМД-14 (деталь № СМД14-0604, рис. 61,а) и двигателей СМД-7 (деталь № СМД 1-0604, рис. 61,б) изготавливают из стали 40ХН; твердость тарелки клапана и стержня НВ 269?311.
Торец клапана подвергают закалке и отпуску до твердости не менее НRС 40 на глубину не более 4 мм с постепенным снижением твердости закаленного слоя до твердости остальной части стержня.
Выпускные клапаны двигателей СМД-14 (деталь № СМД14-0607, рис. 62,а) и двигателей СМД-7 (деталь № СМД7-0607, рис. 62,б) работают в условиях высоких температур и корродирующего действия горячих газов, поэтому их изготовляют сварными: тарелку — из жаростойкой стали Х9С2, а стержень — из стали 40ХН.
Твердость термически обработанного клапана НВ 269—311.
Дефекты, при которых клапаны подлежат восстановлению:
1. износ рабочей фаски. Высота цилиндрической кромки должна быть не менее 0,5 мм;
2. износ торца стержня до длины не менее 156,5 мм;
3. износ поверхности стержня до диаметра не менее 10,69 мм у впускного и 10,64 у выпускного;
4. изгиб стержня не более 0,05 мм на длице 100 мм;
5. износ поверхности выточки под сухарики.
Клапаны двигателей СМД выбраковывают при:
1) диаметре стержня клапана менее 10,69 мм у впускного и 10,64 мм у выпускного клапанов;
2) высоте цилиндрического пояска тарелки менее 0,5 мм;
3) подгорании тарелок клапанов;
4) изгибе стержня более 0,05 мм;
5) наличии усталостных трещин.
Восстановление рабочей фаски клапана
Восстановление рабочей фаски клапана производят шлифованием поверхности фаски до выведения следов износа на станке ОПР-723 (СШК-3) шлифовальным кругом ПВ 100?25?20, ЭБ-25-40 С1-С2К. Коническая поверхность фаски должна быть чистой, без задиров, черновин, рисок и граненности. Биение фаски относительно образующей стержня не должно превышать 0,05 мм, что проверяется на специальном приспособлении при помощи индикатора часового типа пределом измерения 0—10 мм.
Восстановление торца стержня клапана
Восстановление торца стержня клапана производят шлифованием поверхности торца до выведения следов износа на станке ОПР-723 (СШК-3). Шлифование ведут с обильным охлаждением содовым раствором, чтобы не допустить отпуска закаленной части торца стержня. После шлифования на торце снимают фаску 1 ±0,5?45°. Чистота поверхности торца стержня должна соответствовать 8-ну классу. Наличие рисок и следов износа не допускается. Плоскость торца стержня клапана должна быть перпендикулярна к образующей стержня. Допускается односторонний просвет на торце до 0,05 мм по лекальному плоскому угольнику 160 ? 160 мм.
Биение торца стержня относительно цилиндрической поверхности стержня допускается не более 0,05 мм на крайних точках.
Восстановление поверхности стержня клапана
Восстановление поверхности стержня клапана производят шлифованием поверхности стержня на бесцентрово-шлифовальном станке 3184 до ремонтного размера при наличии направляющей втулки клапана ремонтного размера.
Для стержня впускного клапана ремонтный размер диаметра составляет 10,8-0,030 -0,055мм, для выпускного 10,8-0,060 -0,085 мм.
Если направляющих втулок ремонтного размера нет, поверхность стержня клапана восстанавливают хромированием или железнением.
Хромировать поверхность стержня клапана целесообразно до диаметра 11,1 мм в ванне с электролитом следующего состава:
Электролитическое осталивание рекомендуется производить до диаметра 11,15 мм в ванне с электролитом следующего состава:
Примечание. При осталивании плотность тока увеличивают до номинальной в течении 10 минут. Поверхность деталей должна быть гладкой, серовато-матового оттенка с ясно выраженной сеткой трещин, без вздутий и признаков отслоений.
После электролитического наращивания поверхности стержня поверхность шлифуют до нормального размера (см. рис. 61, 62). Отклонение поверхности стержня от прямолинейности после шлифования должно быть не более 0,015 мм на длине 100 мм.
Восстановление прямолинейности стержня
Восстановление прямолинейности стержня в случае его изгиба рихтовкой не дает положительных результатов. Небольшой изгиб стержня устраняют шлифованием под ремонтный размер или под электролитическое наращивание. Если изгиб стержня клапана устранить указанным методом невозможно, клапан выбраковывают.
Восстановление выточек под сухарики
Восстановление выточек под сухарики производят зачисткой и полировкой изношенной поверхности.
В клапанах двигателя СМД-14 необходимо, чтобы кромки выточки были острыми. Поверхность выточки должна быть чистой, гладкой, без повреждений.
|