Критерии устойчивости Рауза—Гурвица дают возможность выяснить условия, при которых та или иная система автоматического регулирования будет устойчивой.
Например, переходные процессы двигателя без наддува, оборудованного механическим регулятором прямого действия без упругоприсоединенного катаракта, описываются линейным дифференциальным уравнением третьего порядка (601) с коэффициентами (602). Эта система автоматического регулирования оказывается устойчивой только в том случае, когда
Развернутые выражения коэффициентов (602) включают параметры двигателя и автоматического регулятора прямого действия. Время чувствительного элемента Tp2 и время катаракта Tк являются существенно положительными величинами. Коэффициент местной степени неравномерности ?z характеризует етатизм (наклон) статической характеристики регулятора в точке исследуемого равновесного режима. Как правило, ?z > 0.
Двигатель имеет всегда положительную инерционность, поэтому Tд > 0. Коэффициент самовыравнивания двигателя kд может быть положительным, отрицательным (в зависимости от алгебраического знака фактора устойчивости Fд) или равным нулю. Если kд> 0, коэффициенты (602) уравнения (601) всегда положительны.
Детерминант Гурвица
после подстановки выражений (602) и развертывания в разность имеет вид
увеличение положительного значения kд позволяет выбрать меньший статизм регулятора при сохранении устойчивости системы автоматического регулирования. В случае kд < 0 статизм чувствительного элемента должен быть существенно увеличен.
Неравенство (738) для границы устойчивости можно представить в виде уравнения
решая которое относительно Tк, найдем
Абсолютное значение квадратного корня полученного выражения при kд > 0 больше значения первого слагаемого. Это указывает на то, что одно из граничных значений времени катаракта (Tк1) положительно, другое (Tк2) отрицательно. Ограничиваясь только положительным значением Tк1, можно сделать вывод, что критерий Рауза—Гурвица выполняется лишь при Tк >Tк1.
Следовательно, уменьшение сил гидравлического трения в регуляторе может привести к нарушению устойчивости системы регулирования (при Tк <Tк1).
При kд < О первое слагаемое становится положительным и большим по значению квадратного корня. Следовательно, появляется два положительных граничных значения времени катаракта Tк1 и Tк2, а система оказывается устойчивой при Tк1 <Tк <Tк2.
При астатическом регуляторе прямого действия (?z = 0) система автоматического регулирования двигателей может быть устойчивой только при положительном самовыравнивании регулируемого объекта: kд> 0.
Включение в регулятор упругоприсоединенного катаракта повышает порядок дифференциального уравнения регулятора со второго (270) до третьего (264). Сопоставление этих уравнений показывает, что при Tк — 0 регулятор без упругоприсоединенного катаракта дает незатухающие колебания, а коэффициенты (602) свидетельствуют о том, что система автоматического регулирования при kд < 0 не может быть устойчивой. Упругоприсоединенный катаракт обеспечивает положительный знак коэффициентов (265) дифференциального уравнения (264) регулятора даже при Tк — 0. Вследствие этого сохраняется положительный знак коэффициентов (599) дифференциального уравнения системы автоматического регулирования, в связи с чем выполняются по крайней мере необходимые условия устойчивости.
Для того чтобы система автоматического регулирования двигателя, оборудованного автоматически регулятором непрямого действия с жесткой кинематической обратной связью, была устойчивой, необходимо выполнить условия
Анализ конструкций регуляторов непрямого действия показывает, что из-за небольшой массы грузов допустимо принимать Tр2 ? 0 без внесения ощутимой ошибки в получаемый результат.
Кроме того, чувствительный элемент такого регулятора в работе связан лишь с легким золотником серводвигателя. Поэтому силы гидравлического трения регулятора также оказываются малыми, что дает возможность дополнительно принять условия Tк ? 0. Если учесть эти упрощения, а также принять Тд22 ? 0 в формулах (617), то уравнение (618) с коэффициентами
будет иметь второй порядок.
Для уравнения второго порядка необходимые условия одновременно являются и достаточными, поэтому рассматриваемая система автоматического регулирования будет устойчивой при A2 > 0, A1 > 0 и A0 > 0. Выполнение этих условий при kд.н > 0 (двигатель с положительным самовыравниванием) не вызывает трудностей.
При kд.н < 0 (двигатель с отрицательным самовыравниванием) система автоматического регулирования сохранит свою устойчивость только при выполнении определенных условий. Так, по мере уменьшения коэффициента жесткой кинематической обратной связи kс выполнить условия А1 > 0 становится все труднее, и при выключенной обратной связи (kс = 0) устойчивость системы регулирования возможна только при Т?> Tc ?я | kд.н |. В двигателях без наддува Т? = 0, поэтому обеспечить устойчивость системы при kд.н <0; kc = 0 вообще невозможно.
Переходные процессы систем изодромного регулирования описываются дифференциальным уравнением шестого порядка с коэффициентами (619). Если принять упрощающие условия (Тд22 = 0; Тp2 = 0; Тк = 0), то уравнение будет иметь третий порядок с коэффициентами
Эти формулы показывают, что система изодромного регулирования двигателя может быть устойчивой, а переходные процессы сходящимися как при положительном самовыравнивании двигателя (kд.н >0), так и при отрицательном (kд.н < 0).
При Тд22 = Тp2 = Тк = 0 дифференциальное уравнение системы непрямого регулирования с комбинированной кинематической обратной связью становится уравнением третьего порядка, а формулы (627) коэффициентов принимают вид
Эти формулы показывают, что условие ?z > 0 при kд.н ? 0 для устойчивости системы обязательно (А2 > 0).
Если исключить влияние изодрома (Tиз = 0), то система не теряет устойчивости и работает как система непрямого регулирования с жесткой кинематической обратной связью.
Применение критерия устойчивости Рауза—Гурвица может оказаться полезным при оценке устойчивости и более сложных систем автоматического регулирования. Например, условия, обеспечивающие устойчивую работу системы двухимпульсного регулирования двигателя (по скорости и нагрузке), можно представить с помощью уравнения (638).
В соответствии с принципом суперпозиции результирующий переходный процесс системы можно рассматривать в виде суммы процессов, возникающих в системе под действием изменения как нагрузки ?д, так и скоростного режима ?р. Общее уравнение системы в этом случае можно представить в виде двух дифференциальных уравнений:
Последнее уравнение при ?д = 0 и и? = 1 является уравнением описывающим переходные процессы в системе непрямого регулирования с жесткой силовой обратной связью. Серводвигатель 28 (см. рис. 191) при этом неподвижен. Если подставить в это уравнение развернутое выражение операторов, то можно получить уравнение пятого порядка с коэффициентами (622). Следовательно, для устойчивой работы двухимпульсной системы регулирования должна быть обеспечена прежде всего устойчивость работы одноимпульсной системы регулирования двигателя по отклонению регулируемого параметра.
Собственный оператор уравнения (638) можно представить в виде произведения двух собственных операторов
Подстановка развернутых выражений определителей в DN (р) даст уравнение (641) с коэффициентами (642), которое характеризует динамические свойства части регулятора, реагирующей на изменение нагрузки.
Переходные процессы такой системы по нагрузке описываются дифференциальным уравнением
DN(p)?N = 0.
где ?N — перемещение поршня серводвигателя (см. поз. 28 на рис. 191). Полученное уравнение свидетельствует о том, что система двухимпульсного регулирования будет устойчива только при условии устойчивости регулятора по нагрузке.
Из сказанного можно сделать вывод, что система двухимпульсного регулирования будет устойчивой если устойчивыми являются порознь система регулирования двигателя по отклонению регулируемого параметра и часть регулятора, вырабатывающая импульс по нагрузке.
|