Охладители в системе охлаждения применяются такого же типа, как и в масляной системе — кожухотрубные с круглыми или плоскими трубками и пластинчатые.
Для обеспечения хороших габаритных показателей охладителей желательно, чтобы температура охлаждающей жидкости была ниже температуры охлаждаемой не менее чем на 10—12 °С. Охладители могут быть включены последовательно или параллельно, что влияет на гидравлическое сопротивление системы и характеристики подачи насосов. При параллельном включении охладителей сопротивление уменьшается, производительность растет. При последовательном включении охладителей увеличивается общее сопротивление, требуется увеличение напора, а следовательно, мощности привода и мощности судовой электростанции. Кроме этого, при высокой начальной температуре забортной воды (~32°С) вода на выходе из последнего охладителя может иметь температуру выше 45—50°С. При последовательном включении первым располагается охладитель, где охлаждается рабочее тело с наименьшей теплоемкостью (например, вначале охладители воздуха, затем масла, и, наконец, пресной воды).
На судах с дизелями фирмы «Бурмейстер и Вайн» применяется последовательное расположение воздухо-, масло- и водоохладителей, на судах с дизелями фирмы «Зульцер» — последовательно-параллельное расположение. Недостаток параллельного расположения — необходимость «шайбования» трубопроводов для обеспечения требуемых расходов воды в параллельных ветвях. Схема, изображенная на рис. 7.11, является наиболее рациональной по расположению охладителей в судовой дизельной установки.
Для охлаждения циркуляционной воды дизеля можно использовать внутреннюю поверхность бортовой обшивки судна, выполнив ее в определенных местах в виде смежных плоских труб, через которые прокачивается горячая пресная вода. Широкое внедрение обшивочных охладителей до сих пор сдерживается отсутствием конструкционного, технологического и эксплуатационного опыта, а также очевидной необходимостью иметь наряду с обшивочными и традиционные охладители для обеспечения надежной работы дизелей на стоянке.
На известном морском судне «Шинху Мару» (DW = 200 тыс. т, Япония) использован естественный проток морской воды для охлаждения и конденсации отработавшего пара, что показало хорошие результаты, но в этом случае конденсатор работает лишь на ходу судна.
|