Наиболее простым представителем объемных компрессоров является поршневой компрессор, который в настоящее время находит применение только на крупных двухтактных двигателях с турбонаддувом в качестве компрессора второй ступени, включенного параллельно или последовательно с турбокомпрессором.
В этом случае поршневой компрессор часто механически соединен с крейцкопфом или выполнен как компрессор двойного действия для того, чтобы лучше использовать занимаемый им значительный габаритный объем. Из графика на рис. 4.1 видно влияние вредного пространства и давления на выходе р2 на объем наполнения Vн (объем всасывания) компрессора. Вследствие расширения заключенного во вредном пространстве количества воздуха в период наполнения цилиндра объем всасывания уменьшается тем сильнее, чем больше вредное пространство и чем выше давление на выходе р2, сравните Vн1 и Vн2.
Объемный расход V1 = Gв / ?1 пропорционален рабочему объему Vhк, частоте вращения nк и коэффициенту наполнения компрессора ??к, причем последний зависит от степени повышения давления и (в определенной мере) от частоты вращения (потери на дросселирование). Нагреванием воздуха на входе из-за его небольшого влияния можно пренебречь.
V1 = Vhкnк??к. (4.1)
Отсюда для компрессоров объемного типа линии постоянных частот вращения на характеристике получаются слегка наклоненными к оси ординат (рис. 4.2).
Линия сжатия поршневого компрессора проходит приблизительно изоэнтропно, при охлаждаемых стенках отводится некоторое количество теплоты, т. е. п ? k. Превышение изоэнтропной мощности компрессора обусловливается в первую очередь потерями при дросселировании и механическим трением приводного механизма, которые увеличиваются с ростом частоты вращения, а также утечками через неплотности в клапанах и поршнях, влияние которых с возрастанием частоты вращения уменьшается.
Вследствие того, что поршневые компрессоры для двигателей меньших размеров оказываются слишком большими по габаритам, для них — в случаях использования нагнетателей объемного типа — применяются только ротационные компрессоры, типичным представителем которых является винтовой компрессор. На рис. 4.3 показаны роторы винтового компрессора, а на рис. 4.4 — его характеристика.
По сравнению с роторно-лопастными нагнетателями типа Рут винтовые компрессоры имеют значительно лучшие к. п. д. и допускают более высокие степени повышения давления воздуха. Роторы винтового компрессора в процессе работы не соприкасаются друг с другом, а также с корпусом при минимально возможных зазорах. Воздух, заполняющий винтовые впадины ведомого ротора, проталкивается зубьями ведущего ротора со стороны всасывания к стороне нагнетания и таким образом сжимается. Так как роторы и корпус не охлаждаются и при этом имеют место утечки воздуха через зазоры, процесс сжатия протекает с показателем политропы, большим чем k. Почти постоянный наклон линий n = const к оси ординат независимо от частоты вращения обусловливается тем, что утечки в зазоры являются функцией только времени и разности давлений, но не частоты вращения.
Как видно из рис. 4.4, оптимальное значение к. п. д. — 82% (включая механические потери на трение) — для сравнительно малой производительности (~0,3 м3/с) является весьма высоким. К преимуществам компрессоров этого типа наряду с их компактностью, достигаемой высокой быстроходностью, относится также отсутствие примесей масла в нагнетаемом воздухе.
Характерными особенностями объемных компрессоров являются следующие.
1. Линии п = const на характеристике расположены с крутым наклоном, благодаря этому с возрастанием степени повышения давления происходит лишь небольшое уменьшение производительности.
2. Степень повышения давления в широких пределах не зависит от частоты вращения, т. е. и при малой производительности может быть достигнута высокая степень повышения давления.
3. Отсутствие области неустойчивой работы компрессора; он может работать во всем диапазоне характеристики, определяемом размерами компрессора.
4. Производительность (объемный расход) приблизительно линейно пропорциональна частоте вращения и практически не зависит от степени повышения давления.
|