По сравнению с четырехтактным двигателем со свободным всасыванием или с двухтактным, имеющим только продувку, в двигателе с наддувом благодаря сжатию заряда увеличивается его количество, вследствие чего повышается и мощность.
Наддув есть сжатие всего или части заряда за пределами рабочего цилиндра с целью увеличения наполнения цилиндра. Таким образом, при наддуве заряд сжимается как за пределами цилиндра, так и в цилиндре.
Для комбинированного способа характерно связанное с получением полезной мощности двух- или многоступенчатое расширение, в то время как сжатие не обязательно должно быть многоступенчатым. Однако в практике всегда встречаются комбинированные двигатели с наддувом, т. е. имеющие многоступенчатое сжатие.
Смысл и цель наддува заключаются в повышении мощности при данных размерах двигателя без увеличения частоты вращения. Как посредством наддува, так и вследствие более высокой частоты вращения в двигатель подается большее количество воздуха или заряда в единицу времени, мощность при этом приблизительно пропорциональна расходу воздуха. В обоих случаях повышение мощности наталкивается на определенные границы, которые обусловлены уровнем развития. Мощность двигателя внутреннего сгорания
при этом константы С1 и С2 зависят от системы мер и тактности двигателя. Здесь Nе — эффективная мощность; z — число цилиндров; Vh — рабочий объем цилиндра; ре — среднее эффективное давление; п — частота вращения; S — ход поршня; Fп — площадь поршня; ст — средняя скорость поршня.
У данного двигателя, для которого z, Fп и S неизменны, мощность можно повысить увеличением п или ст, а также увеличением ре. При повышении частоты вращения п или соответственно средней скорости поршня ст возрастают вызванные силами инерции напряжения пропорционально ст2. Повышение среднего эффективного давления ре путем наддува приводит к росту газовых сил (максимального давления сгорания), последние возрастают линейно с увеличением количества заряда, т. е. с повышением мощности; при этом индикаторная диаграмма благодаря наддуву становится полнее. Начиная с определенного уровня воздействие сил от давления газов легче преодолимо, чем сил инерции.
Термическая напряженность повышается как. с увеличением частоты вращения, так и с увеличением степени наддува примерно в равном соотношении с повышением мощности. Высокие средние скорости поршней обусловливают необходимость иметь небольшую массу деталей кривошипно-шатунного механизма, что достигается хорошо отработанной конструкцией и высококачественными материалами. Наддув же выдвигает требование усиления конструкции для воспринятая повышенных давлений газов. Несмотря на то, что при наддуве удельная масса, как правило, уменьшается, — мощность возрастает сильнее, чем соответственно требуемое приращение общей массы, — это приводит к созданию более надежных в эксплуатации двигателей.
Обратное воздействие увеличения мощности посредством наддува с одной стороны и посредством форсировки по частоте вращения с другой стороны может быть пояснено следующим упрощенным сравнением. Средние эффективные давления от 10 бар (четырехтактные двигатели с принудительным зажиганием без наддува) до 12 бар (четырехтактные дизели с умеренным наддувом), равно как и средние скорости поршней, от 10 м/с (дизели на грузовом автотранспорте) до 14 м/с (карбюраторные двигатели на легковых автомобилях), характеризуют технический уровень современных двигателей. А средние скорости поршней от 20 м/с и выше встречаются лишь на двигателях гоночных автомобилей, т. е. на двигателях, которые отдают высокую мощность кратковременно и которые могут иметь небольшие межремонтные периоды. В то же время средние эффективные давления от 18 до 20 бар и выше при умеренных значениях средней скорости поршня применяются на четырехтактных дизелях, имеющих наиболее высокие длительные нагрузки (в частности, на судовых дизелях).
Преимущества наддува при заданной мощности:
1) меньшие габариты: двигатель короче из-за меньшего числа цилиндров;
2) меньшая масса двигателя и соответственно меньшая удельная масса на единицу мощности;
3) более высокий к. п. д. двигателя при турбонаддуве;
4) меньшая стоимость на единицу мощности, особенно у высокомощных двигателей;
5) холодильники меньших размеров, поскольку при одинаковой мощности необходимо отводить меньше тепла, чем у двигателя без наддува;
6) газовая турбина сама по себе заметно снижает шум выхлопа;
7) меньшее падение мощности при понижении плотности окружающего воздуха;
8) лучшее качество отработавших газов при неизменном способе организации рабочего процесса.
К недостаткам наддува относятся:
1) более высокие механические и тепловые нагрузки, чем у двигателей без наддува;
2) при определенных условиях менее благоприятное протекание кривой крутящего момента двигателя, особенно при высоких степенях наддува;
3) при определенных условиях худшая приемистость.Последние два недостатка характерны только для турбонаддува.
Системы наддува можно классифицировать по:
1) виду привода нагнетателя;
2) конструкции нагнетателя;
3) типу связи между наддувочным агрегатом и двигателем;
4) принципу действия двигателя.
Привод нагнетателя может осуществляться:
а) от постороннего источника (вспомогательный двигатель, электродвигатель) — посторонний наддув;
б) от самого двигателя (мощность отбирается от коленчатого вала) — механический наддув;
в) от турбины, приводимой выпускными газами — турбонаддув;
г) без нагнетателя посредством обменника давления — способ «Компрекс».
Конструкция нагнетателя:
а) объемные нагнетатели: поршневые и роторные, например воздуходувка типа Рут, винтовой компрессор и др.;
б) лопаточные нагнетатели: радиальные, осевые или полуосевые.
Тип связи между наддувочным агрегатом и двигателем и способ отбора мощности:
а) нагнетатель соединен с валом двигателя, турбина отсутствует, отбор мощности от коленчатого вала — механический наддув;
б) нагнетатель соединен с турбиной, наддувочный агрегат свободный, т. е. не имеющий механической связи с двигателем, отбор мощности от коленчатого вала — свободный турбонаддув;
в) нагнетатель, турбина и коленчатый вал двигателя механически связаны, отбор мощности от коленчатого вала — комбинированный двигатель; г) нагнетатель соединен с коленчатым валом двигателя, отбор мощности от вала турбины — генератор газа.
Принцип действия двигателя: а) двигатель с принудительным зажиганием; дизель; б) четырехтактный; двухтактный.
Очень многие из приведенных выше комбинаций, например комбинированная установка, состоящая из двухтактного дизеля, компрессора объемного типа и газовой турбины, были опробованы экспериментально, однако лишь немногие варианты оказались выгодными для практического применения. Особенно удачным явилось соединение поршневого двигателя с наддувочным агрегатом, включающим в себя радиальный компрессор и газовую турбину, так как поршневая машина хорошо приспособлена для малых объемов и высоких давлений, а лопаточные машины наоборот — для больших объемов и низких давлений.
|