Хотя конструкции подшипников и не зависят от их расположения, но при двухконсольной схеме наиболее широко распространены подшипники скольжения.
Преимущества подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения заключаются в меньшем износе (так как при правильной конструкции подшипников легко осуществима их полная гидродинамическая смазка), что предопределяется малыми нагрузками и высокой окружной скоростью, поэтому подшипники скольжения, как правило, более долговечны; кроме того, они невосприимчивы к толчкам и сотрясениям.
В числе недостатков необходимо назвать: больший расход масла из-за нагрева вследствие трения в подшипниках (с этим, как правило, связана необходимость специального охлаждения масла и подвода его к подшипнику под более высоким давлением); необходимость предварительной смазки подшипников после длительного простоя или дополнительной смазки после внезапной остановки при высокой нагрузке (у турбокомпрессоров крупных двигателей), так как из-за нагрева подшипника, расположенного со стороны турбины, от горячего турбинного диска масло в подшипнике перегревается и при определенных условиях коксуется.
К преимуществам подшипников качения относятся: меньшее трение, в особенности при низких частотах вращения, благодаря чему облегчается запуск турбокомпрессора даже при относительно небольшой мощности турбины (двухтактные двигатели); меньший расход масла; меньший нагрев масла; возможность отказа от предварительной смазки.
Как уже указывалось, к подшипникам скольжения масло должно подводиться под давлением. Если для ТК применяется собственная система циркуляции масла, то наряду с преимуществами чистоты масла и меньшего количества трубопроводов требуется наличие специального — приводимого от вала турбины — масляного насоса, собственного масляного бака и собственного холодильника масла, что вызывает удорожание конструкции. В связи с этим наддувочные агрегаты с подшипниками скольжения (в том числе и при больших размерах турбокомпрессоров) включаются в систему смазки двигателя, что при надлежащей очистке масла (фильтрации) не имеет отрицательных последствий для подшипников ТК.

В подшипниках качения используют смазку разбрызгиванием маслом, находящимся в самом турбокомпрессоре. При низких степенях повышения давления и малых размерах компрессора для создания масляного тумана и обеспечения смазки подшипников качения (рис. 10.7) достаточным является погружение маслоподающих дисков в масляную ванну турбокомпрессора; при более высоких степенях повышения давления как со стороны компрессора, так и со стороны турбины применяются приводимые от вала ТК небольшие насосы (рис. 10.8), которые и впрыскивают смазочное масло в подшипники качения; эта мера необходима для отвода теплоты при высоких окружных скоростях подшипников.

Со стороны диска компрессора масло охлаждается посредством воздуха, обтекающего корпус подшипника, а со стороны турбины— водой охлаждаемого газоподводящего канала — рис. 10.9. Специального масляного холодильника не требуется ни для масло- подающих дисков, ни для масляных насосов.
Из перечисленных преимуществ и недостатков следует, что турбокомпрессоры с подшипниками скольжения почти всегда выполняются со смазкой, включенной в общую систему смазки двигателя, а турбокомпрессоры с подшипниками качения оснащаются автономной масляной системой.
|