Рассмотрим сначала двухтактный двигатель, характеристика которого является сравнительно простой.
Двухтактный двигатель для расчета массового расхода протекающей среды может быть заменен эквивалентным отвергшем, гак как для массового расхода — если не принимать во внимание влияние пульсации на суммарное давление — безразлично, открываются ли продувочные окна в единицу времени редко и медленно или часто и быстро.
Согласно приведенному ранее уравнению массовый расход через двигатель запишется как (кг/с)
Если температура Твп однозначно зависит от давления рвп (через к. п. д. компрессора или благодаря применению охлади- геля наддувочного воздуха), то при постоянном противодавлении па выпуске двигателя имеется только одна линия расхода (рис. 5.1).
Если у двигателя, не имеющего охлаждения наддувочного воздуха, температура Твп, соответствующая определенному давлению наддува, понижается (например, вследствие повышения к. п. д. компрессора, т. е. уменьшения показателя политропы n), то, поскольку Tвп=T1(p2 / p1)n-1/n, бъемный V и массовый Gв расход воздуха через двигатель увеличатся. Как видно из последующего примера, влияние к. п. д. компрессора на объемный расход воздуха невелико. Согласно уравнению
Если давление за выпускными окнами рвып зависит от нагрузки, как, например, у двигателя с турбонаддувом, то эффективный перепад давления в продувочном трубопроводе изменяется. На расходную характеристику наносятся в зависимости от противодавления различные линии расхода, как это схематически показано на рис. 5.2. В этом случае линия объемного расхода воздуха в соответствии с повышением противодавления на выпуске двигателя имеет вид сильно растянутой параболы (рис. 5.2).
Утверждение, что массовый расход воздуха у двухтактных двигателей зависит только от параметров воздуха на впуске (параметры наддувочного воздуха) и от противодавления на выпуске, но не зависит от частоты вращения двигателя, не может быть распространено на количество воздуха в цилиндре, т. е. на воздухораспределение. При одинаковом массовом расходе воздуха и уменьшении частоты вращения коэффициент продувки возрастает, так как такое же количество воздуха относится к меньшему числу рабочих циклов. Но больший коэффициент продувки означает прежде всего увеличение количества воздуха, идущего на продувку. Количество воздуха в цилиндре зависит в первую очередь от параметров наддувочного воздуха, а влияние коэффициента продувки сказывается только в изменении эффекта продувки.
|