Ниже приводятся некоторые примеры результатов вычислений для четырехтактных дизелей, в которых еще не была учтена действительная характеристика турбокомпрессора; исходным для этих расчетов являлось эквивалентное сечение турбины.
На рис. 6.23 показан результат оптимизационного расчета для момента открытия выпускного клапана конкретного двигателя; при этом расчете рассматривался весь круговой процесс в цилиндре (не только период газообмена, как там) и учитывались колебания давления в выпускном трубопроводе. Значение pц показывает изменение давления в цилиндре для трех различных значений угла предварения открытия выпускного клапана: 80, 60 и 40° п. к. в. до н. м. т. Максимум индикаторного к. п. д. достигается для данных условий при угле предварения открытия выпуска, равном 60° п. к. в. до н. м. т.
На рис. 6.24 и 6.25 сопоставляются рассчитанные изменения давлений в цилиндре pц и в выпускном трубопроводе рвып с измеренными; на рис. 6.24 — для группировки трех цилиндров на одну ветвь выпускного трубопровода, а на рис. 6.25 — для группировки двух цилиндров. Несмотря на определенные отклонения экспериментальных данных от расчетных, обусловленные упрощающим предположением о бесконечно быстром выравнивании давления и температуры в трубопроводе, в целом достигается хорошее совпадение кривых (например, в точках пересечения кривых переменного давления с кривыми постоянного давления в трубопроводе наддувочного воздуха рвп).
На следующих рисунках представлены примеры, иллюстрирующие влияние конструктивных изменений. На определенном дизеле частота вращения должна была быть повышена с 600 до 750 об/мин. При этом нужно было исследовать, может ли при соответствующем повышении средней скорости поршня оставаться неизменной конструкция крышки цилиндра, имеющей по одному впускному и выпускному клапану, или же целесообразно сконструировать новую крышку цилиндра с двумя впускными и двумя выпускными клапанами. На рис. 6.26 показаны диаграммы изменения давления в цилиндре для этих обоих случаев при среднем эффективном давлении ре = 10,3 бар, откуда для двухклапанной крышки цилиндра рассчитывается отрицательная петля газообмена 0,59 бар, а для четырехклапанной конструкции — 0,177 бар. В соответствии с этим только за счет газообмена для четырехклапанной конструкции получается улучшение массового расхода топлива на 4%.
Из рис. 6.27 видно влияние к. п. д. турбокомпрессора. Значение pц по-прежнему обозначает давление в цилиндре (изображено только в период решающей фазы), рвып — давление в выпускном трубопроводе. Расчет показал, что в этом случае благодаря улучшению к. п. д. на четыре единицы (?8%) массовый расход топлива снижается на 1,8 г/(л. с. •ч), температура газов перед турбиной уменьшается на 16° С и теплота, отводимая стенками, становится меньше приблизительно на 1 %. Удельный расход воздуха gв возрастает примерно на 3%.
Изменение эквивалентного сечения турбины Fт экв влечет за собой изменение уровня давления наддува (рис. 6.28). Вследствие увеличения этого сечения на 10% давление наддува падает в данным случае с 2,47 до 2,26 бар, массовый расход топлива снижается на 0,13% (меньше отрицательная петля газообмена), удельный расход воздуха gв уменьшается примерно на 3,5%, температура газов перед турбиной повышается на 13° С, а теплота, отводимая стенками, — примерно на 2,5%.
Сравнение результатов расчета газообмена по квазистатическому методу и по методу характеристик с результатами измерений. Для процессов в выпускном трубопроводе допущение бесконечно быстрого выравнивания температуры и давления является грубым. Полученные при этом результаты расчетов тем сильнее отличаются от фактических параметров, чем быстрее протекают эти процессы, т. е. чем выше частота вращения.
В своей диссертации К. Пухер выполнил расчет процесса газообмена методом характеристик и методом наполнения — выпуска и результаты расчетов сравнил с результатами измерений на реальных двигателях. Из примеров, заимствованных из этой диссертации (рис. 6.29, 6.30 и 6.31), можно кратко сделать следующие обобщения.
1. У среднеоборотного двигателя (n = 430 об/мин, ст = 7,9 м/с) с симметричным объединением в каждую ветвь выпускного трубопровода выпусков от трех цилиндров (рис. 6.29) рассчитанное методом характеристик изменение давления в выпусном коллекторе дает очень хорошую сходимость с экспериментом, а рассчитанное методом наполнения—выпуска — удовлетворительную.
2. Для двигателя с п = 1500 об/мин, ст = 11,5 м/с и симметричным объединением в каждую ветвь выпускного трубопровода выпусков от трех цилиндров (рис. 6.30) сходимость между расчетными и опытными данными для обоих методов несколько хуже, но все же метод наполнения — выпуска дает еще достаточный результат.
3. У двигателя с n = 1500 об/мин и симметричным объединением в каждую ветвь выпускного трубопровода выпусков от двух цилиндров расчет методом наполнения — выпуска дает неудовлетворительную, а методом характеристик — хорошую сходимость с экспериментальными данными.
Как следует из табл. 6.2, 6.3 и 6.4, метод наполнения—выпуска, несмотря на расхождения в характере изменения давления, очень хорошо воспроизводит и в случае высокооборотных двигателей такие термодинамические параметры, как среднее индикаторное давление pi массовый расход воздуха Gп и максимальное давление сгорания; только при объединении выпусков от каждых двух цилиндров расчет методом характеристик для высокооборотного двигателя дает несколько лучшую сходимость с измерением. Отсюда можно заключить, что для практического расчета турбокомпрессора и для исследования влияния определенных конструктивных изменений и режима работы вполне пригоден метод наполнения — выпуска и для высокооборотных двигателей. Только при решении специальных проблем, когда играет большую роль действительное протекание давления в выпускном коллекторе, необходимо применять более сложный метод расчета. Такими специальными проблемами могут быть, например, расчеты, связанные с применением импульсных преобразователей, определение содержания остаточных газов в отдельных цилиндрах или вычисление различной работы выталкивания, в особенности у двигателей с несимметричной группировкой цилиндров. Интерес может представлять также вопрос, может ли открыться выпускной клапан под действием импульса давления от другого цилиндра, выпускающего отработавшие газы в этот же коллектор.
|