Главное меню

Главная Двигатели внутреннего сгорания Наддув двигателей внутреннего сгорания Взаимосвязь между массовым расходом воздуха и мощностью двигателя
Взаимосвязь между массовым расходом воздуха и мощностью двигателя

Для расчета мощности компрессора по формуле (3.5) требуется знать Gв для степени повышения давления р2/р1 определяемой типом двигателя. Расчет массового расхода воздуха через двига­тель относится к важнейшим предпосылкам для проектирова­ния компрессора. Сначала выполняется прикидочный расчет массового расхода воздуха исходя из мощности двигателя и при­нятого коэффициента избытка воздуха для сгорания.

С целью упрощения последующие расчеты будут выполняться применительно к работе двигателя на жидком топливе, при этом принимается, что нагнетатель сжимает только воздух; при нагне­тании смеси объем топлива не учитывается по сравнению с объ­емом воздуха. Массовый расход воздуха определяется исходя из минимально потребного количества воздуха для полного сгора­ния L0, коэффициента избытка воздуха ? и массового расхода топлива Gтоп:

Gв = Стоп?L0 кг/с, кг/ч.

Аналогично удельному расходу топлива ge = Gтоп /Ne можно определить удельный расход воздуха

Например, для двигателя с принудительным зажиганием, имеющего ? = 1, удельный расход воздуха составит: 0,25 ? кг топлива / л. с. ч. ? 1 ? 14,5  кг воздуха / кг топлива = 3,62 кг воздуха / л. с. ч..

Для расчета массового расхода воздуха целесообразнее использовать удельный индикаторный расход топлива gi, т. е. расход топлива, отнесенный к индикаторной мощности, так как его значение не изменяется так сильно, как значение эффектив­ного расхода топлива gi:

Для газойля L0 равняется 14... 14,3; для бензина — приблизительно 14,5 кг воздуха/кг топлива. Меха­нический к. п. д. двига­теля ?m при полной на­грузке в зависимости от размеров двигателя и ча­стоты вращения составляет 0,75 ... 0,85.

Удельный расход топ­лива является в принципе величиной, обратной к. п. д. Взаимосвязь между удель­ным расходом топлива (безразлично, индикаторного, эффективного или отнесенного к мощности совершенного двигателя) и к.п.д. ? выражается следующим уравнением:

При низшей теплоте сгорания 4,1868?107 Дж/кг (10 000 ккал/кг) зависимость между к. п. д. и массовым расходом топлива прини­мает вид:

По приведенному выше определению, ? — это суммарный коэффициент избытка воздуха, т. е. определяемый исходя из общего расхода воздуха Gв (включая массовый расход воздуха на продувку). Для лучшего отличия эту величину будем далее обозначать ?с. Взаимосвязь между коэффициентом избытка воз­духа ? и индикаторным расходом топлива gi видна из табл. 3.1.

Во второй и третьей графах этой таблицы приведены сред­ние значения удельных расходов топлива по литературным и экспериментальным данным, а в четвертой графе — полученные при расчете по эмпирической формуле Ваншейдта ?i = ?i0?1/?, в которой принято ?i0 = 0,33, и по уравнению (3.8). При этом г); о является теоретическим значением, которое получается для коэффициента избытка воздуха, равного единице.

Зависимость удельного индикаторного расхода топлива от коэффициента избытка воздуха

На рис. 3.4 табличные значения показаны графически. Приведенные значе­ния следует рассматривать лишь как ориентировочные, поскольку остались неучтенными влияния степени сжатия (сорт топлива), способа сгорания (у дизеля — предкамера, непосредственный впрыск) и размеров цилиндра.

Приведем примеры расчета удельного расхода воздуха по уравнению (3.7) для двигателей различных типов.

Четырехтактный двигатель с принудительным зажиганием без наддува: gв = 0,238?1,1?14,5/0,8 = 4,75 кг/кВт?ч [3,49 кг/(л. с. ч)].

Четырехтактный дизель малых размеров с предкамерой, без наддува: gв = 0,232?1,3?14,3/0,8 = 5,34 кг/кВт?ч [3,93 кг/(л. с. ч)].

Четырехтактный дизель средних размеров без наддува и без продувки: gв = 0,197?1,7?14,3/0,82 = 5,84 кг/кВт?ч [4,3 кг/(л. с. ч)].

Для четырехтактного дизеля с наддувом и продувкой суммарный коэффи­циент избытка воздуха складывается из коэффициента избытка воздуха для сгора­ния и коэффициента продувочного воздуха: gв = 0,190 (1,8 + 0,4) 14,3/0,85 = 7,03 кг/(кВт?ч) [5,17 кг/(л. с. ч)];

для двухтактного дизеля больших размеров с продувкой (без наддува): gв = 0,1835 (2,2 + 1,0) 14,3/0,85 = 9,88 кг/(кВт?ч) [7,27 кг/(л. с. ч)].

Полученные величины удельного расхода воздуха являются ориентировоч­ными и могут отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону.

В уравнении (3.5) для определения мощности компрессора Gв заменяется на gв Nе:

Приме р. Двигатель с принудительным зажиганием, механическим над­дувом (без продувки) имеет следующие параметры: Nе = 200 кВт; Hад = 4 ? 104 Н?м/кг (соответствует давлению наддува 1,55 бар); ?к = 0,55. Тогда мощность компрессора