Для расчета мощности компрессора по формуле (3.5) требуется знать Gв для степени повышения давления р2/р1 определяемой типом двигателя.
Расчет массового расхода воздуха через двигатель относится к важнейшим предпосылкам для проектирования компрессора. Сначала выполняется прикидочный расчет массового расхода воздуха исходя из мощности двигателя и принятого коэффициента избытка воздуха для сгорания.
С целью упрощения последующие расчеты будут выполняться применительно к работе двигателя на жидком топливе, при этом принимается, что нагнетатель сжимает только воздух; при нагнетании смеси объем топлива не учитывается по сравнению с объемом воздуха. Массовый расход воздуха определяется исходя из минимально потребного количества воздуха для полного сгорания L0, коэффициента избытка воздуха ? и массового расхода топлива Gтоп:
Gв = Стоп?L0 кг/с, кг/ч.
Аналогично удельному расходу топлива ge = Gтоп /Ne можно определить удельный расход воздуха
Например, для двигателя с принудительным зажиганием, имеющего ? = 1, удельный расход воздуха составит: 0,25 ? кг топлива / л. с. ч. ? 1 ? 14,5 кг воздуха / кг топлива = 3,62 кг воздуха / л. с. ч..
Для расчета массового расхода воздуха целесообразнее использовать удельный индикаторный расход топлива gi, т. е. расход топлива, отнесенный к индикаторной мощности, так как его значение не изменяется так сильно, как значение эффективного расхода топлива gi:
Для газойля L0 равняется 14... 14,3; для бензина — приблизительно 14,5 кг воздуха/кг топлива. Механический к. п. д. двигателя ?m при полной нагрузке в зависимости от размеров двигателя и частоты вращения составляет 0,75 ... 0,85.
Удельный расход топлива является в принципе величиной, обратной к. п. д. Взаимосвязь между удельным расходом топлива (безразлично, индикаторного, эффективного или отнесенного к мощности совершенного двигателя) и к.п.д. ? выражается следующим уравнением:
При низшей теплоте сгорания 4,1868?107 Дж/кг (10 000 ккал/кг) зависимость между к. п. д. и массовым расходом топлива принимает вид:
По приведенному выше определению, ? — это суммарный коэффициент избытка воздуха, т. е. определяемый исходя из общего расхода воздуха Gв (включая массовый расход воздуха на продувку). Для лучшего отличия эту величину будем далее обозначать ?с. Взаимосвязь между коэффициентом избытка воздуха ? и индикаторным расходом топлива gi видна из табл. 3.1.
Во второй и третьей графах этой таблицы приведены средние значения удельных расходов топлива по литературным и экспериментальным данным, а в четвертой графе — полученные при расчете по эмпирической формуле Ваншейдта ?i = ?i0?1/?, в которой принято ?i0 = 0,33, и по уравнению (3.8). При этом г); о является теоретическим значением, которое получается для коэффициента избытка воздуха, равного единице.
На рис. 3.4 табличные значения показаны графически. Приведенные значения следует рассматривать лишь как ориентировочные, поскольку остались неучтенными влияния степени сжатия (сорт топлива), способа сгорания (у дизеля — предкамера, непосредственный впрыск) и размеров цилиндра.
Приведем примеры расчета удельного расхода воздуха по уравнению (3.7) для двигателей различных типов.
Четырехтактный двигатель с принудительным зажиганием без наддува: gв = 0,238?1,1?14,5/0,8 = 4,75 кг/кВт?ч [3,49 кг/(л. с. ч)].
Четырехтактный дизель малых размеров с предкамерой, без наддува: gв = 0,232?1,3?14,3/0,8 = 5,34 кг/кВт?ч [3,93 кг/(л. с. ч)].
Четырехтактный дизель средних размеров без наддува и без продувки: gв = 0,197?1,7?14,3/0,82 = 5,84 кг/кВт?ч [4,3 кг/(л. с. ч)].
Для четырехтактного дизеля с наддувом и продувкой суммарный коэффициент избытка воздуха складывается из коэффициента избытка воздуха для сгорания и коэффициента продувочного воздуха: gв = 0,190 (1,8 + 0,4) 14,3/0,85 = 7,03 кг/(кВт?ч) [5,17 кг/(л. с. ч)];
для двухтактного дизеля больших размеров с продувкой (без наддува): gв = 0,1835 (2,2 + 1,0) 14,3/0,85 = 9,88 кг/(кВт?ч) [7,27 кг/(л. с. ч)].
Полученные величины удельного расхода воздуха являются ориентировочными и могут отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону.
В уравнении (3.5) для определения мощности компрессора Gв заменяется на gв Nе:
Приме р. Двигатель с принудительным зажиганием, механическим наддувом (без продувки) имеет следующие параметры: Nе = 200 кВт; Hад = 4 ? 104 Н?м/кг (соответствует давлению наддува 1,55 бар); ?к = 0,55. Тогда мощность компрессора
|