Главное меню

Главная Двигатели внутреннего сгорания Наддув двигателей внутреннего сгорания Влияние наддува на качество выпускных газов двигателя с принудительным зажиганием
Влияние наддува на качество выпускных газов двигателя с принудительным зажиганием

У двигателей с принудительным зажиганием диапазон до­пустимых значений коэффициента избытка воздуха, как известно, сильнее сужен границей воспламенения. Для дости­жения необходимой мощности двигатели с принудительным за­жиганием часто работают при коэффициенте избытка воздуха ? < 1. Раньше это допускалось, поскольку при этом, в отличие от дизелей, вследствие совершенно иного процесса смесеобразо­вания выделялась не сажа, а невидимые, но токсичные СО и почти невидимые несгоревшие углевороды. В связи с появлением за­конов об охране окружающей среды такие режимы работы больше недопустимы. Подключенные к системе выпуска термические и каталитические реакторы, предназначенные для уменьшения в вы­пускных газах содержания СО и СxНy, требуют еще более бога­той смеси, чем обычно, и поэтому их применение вызывает воз­растание расхода топлива и, наряду с увеличением затрат на мон­таж и обслуживание, удорожание эксплуатации.

Другие возможности уменьшения токсичности выпускных га­зов заключаются в обеднении смеси, т. е. в выборе коэффициента избытка воздуха, значительно превышающего 1 (уменьшение вы­деления СО и СxНу), и в более позднем зажигании (уменьшение выделения NOx благодаря более низким температурам сгорания). В результате происходит заметное снижение максимальной мощ­ности; некоторое уменьшение мощности вызывают и встроенные реакторы. Применение турбокомпрессора должно компенсировать падение мощности. При такой же или даже несколько большей мощности двигатель с турбонаддувом может иметь менее токсич­ный выхлоп по сравнению с безнаддувными двигателями, на ко­торых предусмотрено применение специальных мер по снижению токсичности выпускных газов. К сожалению, в литературе еще почти не встречаются количественные сведения о фактически достигнутом. Так, что у двигателей с принудительным зажиганием, оснащенных турбонаддувом и тер­мическим реактором выпускных газов, может быть достигнуто зна­чительное улучшение качества выпускных газов, правда, это сопряжено с повышением расхода топлива, так как такие двига­тели работают на более богатой смеси. Другие авторы от­мечают существенное повышение топливной экономичности у дви­гателя с наддувом по сравнению с двигателем без наддува, имею­щим равную мощность и больший рабочий объем цилиндра, причем токсичность выпускных газов их отличается лишь незна­чительно. Очевидно, у двигателей с принудительным зажиганием большую роль играет соответствующая регулировка,

Если у обычных двигателей с принудительным зажиганием наддув только косвенно влияет на состав выпускных газов (ком­пенсируются потери мощности, имеющие место в связи с меро­приятиями по снижению токсичности), то все-таки не исключено, что при определенных условиях, как, например, у дизелей, при­менение наддува также сможет непосредственно воздействовать на качество выпускных газов. Одним из таких условий могло бы быть, прежде всего, сильное смещение границы воспламене­ния в область более высокого избытка воздуха, как это имеет место, например, при послойном смесеобразовании.