Судовые двигатели

Пресная вода в системе охлаждения дизелей

Системы пресной воды делятся на три основные подсистемы охлаждения: цилиндров, крышек и ТК; поршней и форсунок.

Система охлаждения цилиндров, крышек и ТК может быть трех испол­нений:

—           охлаждение осуществляется на ходу судна главным насосом, на стоянке — стояночным; перед пуском главного двигателя прогревается водой от дизель-генератора;

—           главного двигателя и дизель-генератора имеют раздельные системы, причем каждый дизель-генератора снабжен авто­номным насосом и общим для всех дизелей охладителем;

—           каждый из дизелей оборудован автономной системой охлаждения.

Наиболее рационален первый вариант системы, где высокая эксплуатацион­ная надежность и живучесть обеспечиваются минимальным числом насосов, охладителей, трубопроводов и арматуры. В состав систем входят: два главных насоса пресной воды (основной, резервный), один стояночный (портовый), один- два охладителя, терморегуляторы (регулирование перепуском пресной воды), расширительные цистерны, деаэраторы, трубопроводы, арматура и КИП, вакуум­ные опреснительные установки.

Систему охлаждения поршней пресной водой применяют фирмы MAN и «Зульцер». Система включает два насоса (основной и резервный), один-два ох­ладителя, терморегуляторы, фильтрационную и сливную цистерны, трубопро­воды, арматуру и КИП. Удельное количество воды в системе охлаждения порш­ней составляет 12—14 л/(кВт·ч), температура воды на выходе из поршней равна 55—60°С, а разность температур 8—12 °С.

Систему охлаждения форсунок пресной водой устанавливают на малооборотный дизель фирм «Зульцер» и MAN, а также среднеоборотного дизеля «Пилстик» и «Зульцер». В систему входят два насоса (основной и резервный), один охладитель, расширительная цистерна (у двигателей «Зульцер» со змеевиком охлаждения), фильтры, регуляторы тем­пературы, трубопроводы, арматура, КИП.

Схема системы охлаждения пресной водой энергетических установок с двумя среднеоборотного дизеля современного ролкера показана на рис. 7.11. Охлаждение форсунок главного двигателя осуществляется прес­ной водой при помощи специальной системы (рис. 7.12).