Системы пресной воды делятся на три основные подсистемы охлаждения: цилиндров, крышек и ТК; поршней и форсунок.
Система охлаждения цилиндров, крышек и ТК может быть трех исполнений:
— охлаждение осуществляется на ходу судна главным насосом, на стоянке — стояночным; перед пуском главного двигателя прогревается водой от дизель-генератора;
— главного двигателя и дизель-генератора имеют раздельные системы, причем каждый дизель-генератора снабжен автономным насосом и общим для всех дизелей охладителем;
— каждый из дизелей оборудован автономной системой охлаждения.
Наиболее рационален первый вариант системы, где высокая эксплуатационная надежность и живучесть обеспечиваются минимальным числом насосов, охладителей, трубопроводов и арматуры. В состав систем входят: два главных насоса пресной воды (основной, резервный), один стояночный (портовый), один- два охладителя, терморегуляторы (регулирование перепуском пресной воды), расширительные цистерны, деаэраторы, трубопроводы, арматура и КИП, вакуумные опреснительные установки.
Систему охлаждения поршней пресной водой применяют фирмы MAN и «Зульцер». Система включает два насоса (основной и резервный), один-два охладителя, терморегуляторы, фильтрационную и сливную цистерны, трубопроводы, арматуру и КИП. Удельное количество воды в системе охлаждения поршней составляет 12—14 л/(кВт·ч), температура воды на выходе из поршней равна 55—60°С, а разность температур 8—12 °С.
Систему охлаждения форсунок пресной водой устанавливают на малооборотный дизель фирм «Зульцер» и MAN, а также среднеоборотного дизеля «Пилстик» и «Зульцер». В систему входят два насоса (основной и резервный), один охладитель, расширительная цистерна (у двигателей «Зульцер» со змеевиком охлаждения), фильтры, регуляторы температуры, трубопроводы, арматура, КИП.
Схема системы охлаждения пресной водой энергетических установок с двумя среднеоборотного дизеля современного ролкера показана на рис. 7.11. Охлаждение форсунок главного двигателя осуществляется пресной водой при помощи специальной системы (рис. 7.12).
|