Уравнение (3.7) выражает только зависимость между массовым расходом воздуха и мощностью двигателя, но не указывает связи между мощностью и размерами двигателя.
Взаимосвязь между мощностью, рабочим объемом и средним индикаторным давлением рi отражена в следующем уравнении:
где i — число оборотов на осуществление рабочего цикла.
Если рабочий объем выражен в м3, давление ре или рi — в Н/м2, а частота вращения n — в 1/с, то получим единицу измерения мощности: м3? Н/м2?1/с = Н?м/с = Вт. Для перехода к еще распространенной в двигателестроении технической системе мер, в которой мощность выражается в л. c., Vh — в л, ре — в кгс/см2 и п — в об/мин, необходимо это выражение до
Индикаторная работа в цилиндре (работа = сила ? путь или давление? объем), с одной стороны, равняется произведению рабочего объема на среднее индикаторное давление
с другой стороны, может быть выражена через подведенное за рабочий цикл количество теплоты, умноженной на к. п. д.,
Коэффициент наполнения ?V характеризует отношение объема свежего заряда в цилиндре к рабочему объему, при этом дополнительным индексом указывается, к какому состоянию относится объем свежего заряда, например, к внешнему состоянию «0» или к состоянию перед впускными органами «вп», которое может отличаться от состояния «2» на выходе из компрессора, в особенности по температуре, если применяется холодильник наддувочного воздуха. Для упрощения примем, что в цилиндр поступает только воздух, т. е. что топливо впрыскивается позднее или что объемом топлива можно по сравнению с объемом воздуха пренебречь. Обозначив количество поступающего в цилиндр свежего заряда через тц, можно определить коэффициент наполнения как
Поскольку количество выделяющейся теплоты можно представить как произведение количества топлива на его теплотворность (Qц = ттопНи), то, выразив количество топлива через количество воздуха, коэффициент избытка воздуха для сгорания ? и стехиометрическое количество воздуха L0, получим
а с учетом уравнения (3.13)
Приравнивание правых частей уравнений (3.11) и (3.12) дает
В технической системе мер имеем: 1 ккал = 427 м?кгс; 1 кгс/см2 = 10-4 кгс/м2; Ни в ккал/кг
В уравнение (3.14) не входят размеры двигателя, и среднее индикаторное давление сведено к характеристическим числам. Ни и L0 известны, если известно топливо; коэффициент избытка воздуха ? зависит от рабочего процесса двигателя (двигатель с принудительным зажиганием или дизель, способ смесеобразования); ?вп определено сжатием в компрессоре, включая возможное охлаждение наддувочного воздуха; коэффициент наполнения ?н вп является параметром, зависящим от частоты вращения и температуры наддувочного воздуха. Уравнение (3.14) справедливо для двухтактных и четырехтактных двигателей.
В большинстве случаев требуется достижение определенного среднего индикаторного давления, исходя из которого должно рассчитываться необходимое давление наддува. Давление наддува р2 незначительно (вследствие сопротивления холодильника) отличается от давления на впуске
Подставив это выражение в уравнение (3.14), найдем для рвп
При политропном сжатии без охлаждения температура наддувочного воздуха связана с давлением наддува уравнением:
Если температура наддувочного воздуха известна, то проще использовать для расчета уравнение (3.15).
Пусть требуется достичь среднее эффективное давление ре = 12 бар без применения охладителя наддувочного воздуха
В табл. 3.2 приведены два других примера для рассчитанной по уравнению (3.14) зависимости между рi или ре и рвп.
К уравнению (3.14), определяющему среднее индикаторное давление, необходимо сделать два примечания.
1. Коэффициент избытка воздуха ? относится к заключенному в цилиндре количеству воздуха без учета продувки, точно так же, как и коэффициент наполнения ?пвп.
Уравнение остается верным, если заменить ? суммарным коэффициентом избытка воздуха ?с (включая продувку), а коэффициент наполнения ?н вп коэффициентом продувки фавп:
2. Уравнения (3.14) и (3.15) справедливы, когда тц —заряд цилиндра — является смесью воздуха с жидким топливом, объемом которого по отношению к объему воздуха можно пренебречь.
Отнесенная к 1 м3 теплота сгорания подведенного топлива составляет:
В случаях применения газообразных топлив их объемом пренебрегать нельзя. Тогда Ни относится к мн3, а не к кг; мн3 : 0° С; 1,013 бар (1,033 кгс/см2).
Ни имеет единицу измерения Дж/мн3, а выражение ?L0 представляет собой отношение: мн3 воздуха / мн3 топлива.
Смесь складывается из 1 мн3 топлива и ?Д0 мн3 воздуха, откуда имеем Hu / 1+?L0 ? Дж / мн3 смеси = теплота сгорания смеси для 1 мн3.
Однако нас интересует теплота сгорания не 1 мн3 смеси, а 1 м3 при состоянии на впуске, так как для этого состояния известен коэффициент наполнения ?н вп. Поэтому выражение необходимо до умножить на отношение ?вп/?н (?н = плотность мн3), вследствие чего получим:
В некоторых учебниках среднее индикаторное давление совершенного двигателя представляется в таком виде:
Уравнение (3.18) связано с уравнением (3.17) следующим образом.
Для совершенного двигателя состояние перед впуском задается температурой 20° С = 293 К и давлением 1 кгс/см2, для мн3 характерными являются 273 К и 1,033 кгс/см2
Здесь mтоп — количество топлива на 1 кмоль свежего заряда (топливо + воздух). Количество топлива на 1 мн3 свежего заряда
Индикаторный к. п. д. ?i заменяется в случае совершенного двигателя ?t.
Коэффициент наполнения совершенного двигателя равнялся бы единице, если бы свежим зарядом, имеющим параметры внешнего состояния, был заполнен только рабочий объем цилиндра. Но поскольку у совершенного двигателя предполагается, что свежим зарядом заполняется также объем пространства сжатия (остаточные газы отсутствуют), то получим
уравнение (3.17) трансформируется в уравнение (3.18)
|