Главное меню

Среднеоборотные судовые и стационарные дизели

Большое количество типов двигателей в среднем диапазоне частот вращения и их непрерывно возрастающие мощности гово­рят об увеличивающемся значении этого класса дизелей и осо­бенно в применении на судах. Это связано с тем, что многомотор­ные установки со среднеоборотными двигателями, несмотря на необходимость использования редукторов, обладают меньшими массами, габаритными размерами и стоимостью, чем крупные малооборотные двигатели равной мощности; число цилиндров установки при этом не слишком увеличивается, а это определяет затраты на техническое обслуживание. К этому же до­бавляется и то, что среднеоборотные дизели могут работать на тяжелом топливе.

Развитие среднеоборотных двигателей несомненно связано и с наддувом, который делает возможным достижение необхо­димых мощностных удельных характеристик. Использование двухтактного цикла в этом классе двигателей почти не практи­куется. Четырехтактные дизели имеют преимущественно импульс­ную систему наддува с применением для некоторых чисел цилинд­ров преобразователей импульсов, однако в послед­нее время стал применяться и наддув при постоянном давлении газов. Ниже приводится три примера двигателей различной мощ­ности.

Дизель типа ТМ 410 фирмы «Сторк—Веркспур» (г. Амстер­дам, Хенгело) имеет базовые размеры 410 ? 470 мм, цилиндровую мощность 490 кВт (667 л. с.) при 550 мин-1 и соответственно среднее эффективное давление 17,3 бар; в рядном исполнении дизели выпускаются с числом цилиндров до 9, а в V-образном — до 20.

На рис. 11.20 изображен поперечный разрез V-образного двигателя, а на рис. 11.21 —внешний вид 9-цилиндрового рядного дизеля. V-образные двигатели имеют, как правило, два турбокомпрессора.

Дизель типа L/V 52/55 фирмы MAN (г. Аугсбург) имеет D = 520 мм, S = 550 мм и развивает в исполнении А цилиндровую мощность 775 кВт (1055 л. е.), что соответствует среднему эффек­тивному давлению 17,7 бар. Примечательным является переход в новой модификации (исполнение А) к системе наддува с постоян­ным давлением газов перед турбиной — рис. 11.22. Кроме применения на судах двигатели этого типа устанавливаются на электростанциях в составе дизель-генераторов.

На рис. 11.23 показана модель электростанции с восемью двигателями типа 18V52/55, суммарная мощность которых составляет 106 МВт (144 000 л. c.). Такая электростанция, предназначенная для снаб­жения электроэнергией алюминиевых разработок, была по­строена на Тайване.

В настоящее время самым мощным находящимся в эксплуата­ции среднеоборотным дизелем является двигатель типа РС4V570 фирмы «SЕМТ—Пильстик».

На рис. 11.24 показан внешний вид 12-цилиндрового дизеля этого типа. При базовых размерах цилиндров 570 ? 620 мм в нем достигается цилиндровая мощность 1213 кВт (1500 л. с.) при частоте вращения 400 об/мин, что соответствует среднему эффективному давлению 20,9 бар. При этой мощности расход топлива составляет 200 г/(кВт•ч) [147 г/(л. с. ч)], что соответствует к. п. д., превышающему 42%. В оптимальной рабочей точке к. п. д. достигает 43%.