Судовые двигатели

Состав систем забортной воды на судне

Системы подразделяются на объединенные и автономные (в зависимости от связи систем охлаждения главного двигателя и дизель-генератора). Объединенными системами охлаждения оборудовано 80 % мор­ских судов. На ходу судна эти системы обеспечиваются водой от главного насоса (основного или резервного), при стоянке в порту — от стояночного (портового) меньшей производительности. Опрес­нительные и рефрижераторные установки, как правило, имеют автономные насосы охлаждения (это не всегда оправдано).

Автономные системы охлаждения главного двигателя и дизель-генератора применяют в энергетических установок с среднеоборотного дизеля, так как в них обычно устанавливаются валогенераторы, обеспечивающие судно электроэнергией на ходу. Применение автономных систем целесообразно в энергетических установок с малооборотный дизель при наличии утилизационного турбогенератора, полностью снабжающих судно электроэнергией в море. Основные преимущества объединенных систем: меньшее число насосов, подверженных интенсивному износу, снижение расхода энергии благодаря применению насосов .большой производительности с вы­соким КПД, простая комплектация систем.

Ориентировочный удельный расход забортной воды на энергетических установок е учетом потребности на компрессоры, на охлаждение подшипни­ков линии вала и другие нужды составляет 50—75 дм3/(кВт·ч).

Напор центробежных насосов не превышает 0,20—0,25 МПа. Для энергетических установок с двумя среднеоборотного дизеля рекомендуется также объединенная система охлаждения (рис. 7.1).

Конденсатор утилизационного турбогенератора включают в единую систему забортной воды и в соответствующей системе охладителей устанавливают первым. Обязательно предусматривается рециркуляция забортной воды о автоматическим регулированием температуры.