Главное меню

Конструкция колес ротора турбокомпрессора

Хотя осевые компрессоры в отдельных случаях находят при­менение и в турбонаддувочных агрегатах, широкое распростра­нение получили лишь радиальные компрессоры в связи с их ком­пактностью и более низкой стоимостью. Среди них наиболее часто встречается полуоткрытая конструкция с радиально направ­ленными лопатками, благодаря чему достигаются более высокие окружные скорости и коэффициенты напора. У турбин­ных колес применяются как осевые, так и радиальные конструкции (рис. 10.1 и 10.2).

Ротор с радиальной и осевой турбинной

При уменьшении размеров осевых турбин их лопатки стано­вятся более низкими, сильнее сказывается влияние зазора и граничной зоны, что отрицательно действует на к..п. д. С умень­шением диаметра колес для малых расходов газа все предпочти­тельнее из соображений получения хороших значений к. п. д. становится радиальная турбина. Другими причинами, из-за кото­рых выполняются радиальные турбины только небольших раз­меров, являются проблемы их изготовления и обеспечения проч­ности. Радиальные турбины должны отливаться из высокожаро­прочного материала методом точного литья (литье по выплав­ляемым восковым или пластмассовым моделям), что требует дорогостоящих форм для изготовления моделей. Это окупается только при больших количествах, которые скорее достигаются при малых размерах. При больших размерах, кроме того, труднее достичь равномерной структуры литья, а большие разности тем­ператур между лопатками и ступицей при больших размерах обусловливают повышенные термические напряжения. Наряду с этим допустимые массы деталей также ограничены возможно­стями техники вакуумного литья.

В диапазоне диаметров менее 160 мм в настоящее время исполь­зуются только радиальные конструкции турбин, а в диапазоне свыше 300 мм — только осевые. В области между этими двумя значениями применяются оба типа.