Хотя осевые компрессоры в отдельных случаях находят применение и в турбонаддувочных агрегатах, широкое распространение получили лишь радиальные компрессоры в связи с их компактностью и более низкой стоимостью.
Среди них наиболее часто встречается полуоткрытая конструкция с радиально направленными лопатками, благодаря чему достигаются более высокие окружные скорости и коэффициенты напора. У турбинных колес применяются как осевые, так и радиальные конструкции (рис. 10.1 и 10.2).
При уменьшении размеров осевых турбин их лопатки становятся более низкими, сильнее сказывается влияние зазора и граничной зоны, что отрицательно действует на к..п. д. С уменьшением диаметра колес для малых расходов газа все предпочтительнее из соображений получения хороших значений к. п. д. становится радиальная турбина. Другими причинами, из-за которых выполняются радиальные турбины только небольших размеров, являются проблемы их изготовления и обеспечения прочности. Радиальные турбины должны отливаться из высокожаропрочного материала методом точного литья (литье по выплавляемым восковым или пластмассовым моделям), что требует дорогостоящих форм для изготовления моделей. Это окупается только при больших количествах, которые скорее достигаются при малых размерах. При больших размерах, кроме того, труднее достичь равномерной структуры литья, а большие разности температур между лопатками и ступицей при больших размерах обусловливают повышенные термические напряжения. Наряду с этим допустимые массы деталей также ограничены возможностями техники вакуумного литья.
В диапазоне диаметров менее 160 мм в настоящее время используются только радиальные конструкции турбин, а в диапазоне свыше 300 мм — только осевые. В области между этими двумя значениями применяются оба типа.
|