Проверка состояния вала ротора

Вал ротора турбины не должен иметь кривизны. Поэтому в период ремонта и ревизии турбины производится проверка биения вала при помощи индикатора. У быстроходных турбин наибольшее допустимое биение при полном обороте вала не должно превышать 0,03—0,05 мм. При больших величинах необходима правка вала. Проверку индикатором следует всегда производить в одних и тех же сечениях, отстоящих друг от друга на 300—400 мм. При этом исключался отклонения в показаниях индика­тора, вызванные не вполне правильной формой вала в разных сечениях. Результаты проверки биения вала индикатором фиксируют в актах по ремонту и сравни­вают с измерениями, полученными во время предыдущего ремонта.

Проверку прогиба вала ротора производят, когда он находится в цилиндре турбины (на своих подшипни­ках). При проворачивании ротора надо следить за тем, чтобы вал не имел осевого и бокового смещений. Для исключения осевого смещения вала целесообразно про­верку вала на изгиб делать до разборки упорного под­шипника.

Для получения представления о прогибе вала и быстрейшего определения плоскости наибольшего про­гиба следует по данным измерений построить график. Для построения такого графика измеряют прогибы вала в каждом контрольном сечении при повороте ро­тора на угол 90°. Угол поворота ротора контролируют по отверстиям в полумуфте, которые имеют номера.

Графики (в виде ломаных линий) показывают изме­нение прогиба по длине вала для четырех положений ротора (для полного оборота).

Кроме проверки прогиба, вал после тщательной очистки должен быть внимательно осмотрен при помощи увеличительного стекла на предмет выявления трещин. При этом особенно внимательно следует осматривать места перехода сечений вала от одного диаметра к дру­гому.

Поверхности шеек вала осматривают для выявления задиров, царапин и вмятин. При наличии глубоких задиров или царапин приходится протачивать шейки с по­следующей их шлифовкой. Мелкие же задиры и цара­пины устраняют шлифовкой мелким наждачным полот­ном с маслом.

Если производилась проточка шеек вала, необхо­димо сделать перезаливку вкладышей подшипников с тем, чтобы сохранить установленные для них радиаль­ные зазоры. Проточка шеек вала должна производиться только в крайних случаях; при этом диаметр шейки вала по условиям обеспечения необходимой механической прочности не должен уменьшаться более чем на 3% против значения, указанного на заводском чертеже. После шлифовки шейки вала промывают керосином и протирают сухой тряпкой.

При проверке вала ротора необходимо проверить индикатором положение упорного диска. Установка упорного диска считается удовлетворительной, если отклонение стрелки индикатора составляет не более 0,02 мм. Упорный диск должен быть плотно посажен на пилу и не иметь на рабочей поверхности трещин и рисок. При съемке упорного диска необходимо внимательно осмотреть участок вала под ним и в случае обнаружения коррозионного разрушения в этих местах мнительно удалить окислы и если разрушения поверх­ности вала значительны, то произвести металлизацию этого участка вала.

Концевые уплотнения вала должны быть тщательно очищены от солей и внимательно осмотрены. Если при осмотре будут обнаружены следы задеваний и повреж­дений гребешков, эти места должны быть тщательно исправлены. При насадных втулках в случае значитель­ных повреждений гребешков следует произвести смену уплотнительных втулок. Зазоры в концевых уплотне­ниях для каждой турбины указаны в ее формуляре. Можно считать нормальными радиальные зазоры для жестких уплотнений около 0,3 мм. Осевые зазоры в уплотнениях должны быть такими, чтобы обеспечива­лась исправность уплотнения при тепловом расширении ротора и цилиндра турбины; они должны быть больше толщины баббитовой заливки упорного подшипника, чтобы в случае расплавления этого подшипника не произошло задевания в лабиринтах уплотнения.

Если есть червячная пара, то надо произвести изме­рение тангенциального зазора в ней и сравнить его с зазором, который был получен при предыдущем измерении. Если износ в червячной паре за рабочую кампанию окажется более 0,04—0,05 мм, необходимо определить причины, вызвавшие такой износ, а износив­шуюся пару заменить новой. Следует тщательно осмо­треть нитки червяка; их поверхности должны быть глад­кими и не должны иметь трещин.

Рабочие диски и их ступицы после очистки внима­тельно осматривают, а диски, кроме того, обстукивают свинцовой кувалдой для определения по звуку плотно­сти посадки. Необходимо проверять аксиальные зазоры между ступицей крайнего диска и стопорным кольцом или гайкой.

При осмотре может быть обнаружено ослабление посадки диска либо такие повреждения, которые тре­буют замены дефектных дисков новыми. В этих случаях необходимо снять диски с вала. Для снятия дисков ротор устанавливают на козлы в горизонтальном поло­жении. Диски снимают с вала при помощи гидравличе­ских или механических домкратов либо специальным стяжным приспособлением. Перед снятием диск пред­варительно равномерно (во избежание коробления) нагревают до температуры 120—150° С.

Перед посадкой дисков надо обязательно проверить состояние вала в местах посадки дисков и достояние шпоночных канавок. Шпонки должны быть хорошо по­догнаны к шпоночным канавкам. Если на валу будут обнаружены забоины, их надо устранить. Иногда для этого приходится делать проточку поврежденных мест. Незначительная проточка вала допускается только в тех случаях, когда посадка дисков на вал производит­ся при помощи втулок или колец. Если же диски наса­живаются непосредственно на вал, то проточку вала в этих местах делать нельзя.

Прежде чем приступить к посадке диска, необходи­мо поверхность вала, ступицы дисков, разрезные кольца и резьбу стопорных гаек промыть керосином и смазать тонким слоем ртутной мази для предохранения деталей от пригорания.

Перед установкой диск равномерно прогревают го­релками от обода к ступице. Если при осмотре и провер­ке будет обнаружено коробление дисков (биение инди­катора при поворачивании диска более 0,3 мм), такой диск надо подвергнуть правке. Правка дисков произ­водится теми же методами, что и правка валов. После правки диск должен проходить повторную проверку.