Вал ротора турбины не должен иметь кривизны. Поэтому в период ремонта и ревизии турбины производится проверка биения вала при помощи индикатора. У быстроходных турбин наибольшее допустимое биение при полном обороте вала не должно превышать 0,03—0,05 мм. При больших величинах необходима правка вала. Проверку индикатором следует всегда производить в одних и тех же сечениях, отстоящих друг от друга на 300—400 мм. При этом исключался отклонения в показаниях индикатора, вызванные не вполне правильной формой вала в разных сечениях. Результаты проверки биения вала индикатором фиксируют в актах по ремонту и сравнивают с измерениями, полученными во время предыдущего ремонта.
Проверку прогиба вала ротора производят, когда он находится в цилиндре турбины (на своих подшипниках). При проворачивании ротора надо следить за тем, чтобы вал не имел осевого и бокового смещений. Для исключения осевого смещения вала целесообразно проверку вала на изгиб делать до разборки упорного подшипника.
Для получения представления о прогибе вала и быстрейшего определения плоскости наибольшего прогиба следует по данным измерений построить график. Для построения такого графика измеряют прогибы вала в каждом контрольном сечении при повороте ротора на угол 90°. Угол поворота ротора контролируют по отверстиям в полумуфте, которые имеют номера.
Графики (в виде ломаных линий) показывают изменение прогиба по длине вала для четырех положений ротора (для полного оборота).
Кроме проверки прогиба, вал после тщательной очистки должен быть внимательно осмотрен при помощи увеличительного стекла на предмет выявления трещин. При этом особенно внимательно следует осматривать места перехода сечений вала от одного диаметра к другому.
Поверхности шеек вала осматривают для выявления задиров, царапин и вмятин. При наличии глубоких задиров или царапин приходится протачивать шейки с последующей их шлифовкой. Мелкие же задиры и царапины устраняют шлифовкой мелким наждачным полотном с маслом.
Если производилась проточка шеек вала, необходимо сделать перезаливку вкладышей подшипников с тем, чтобы сохранить установленные для них радиальные зазоры. Проточка шеек вала должна производиться только в крайних случаях; при этом диаметр шейки вала по условиям обеспечения необходимой механической прочности не должен уменьшаться более чем на 3% против значения, указанного на заводском чертеже. После шлифовки шейки вала промывают керосином и протирают сухой тряпкой.
При проверке вала ротора необходимо проверить индикатором положение упорного диска. Установка упорного диска считается удовлетворительной, если отклонение стрелки индикатора составляет не более 0,02 мм. Упорный диск должен быть плотно посажен на пилу и не иметь на рабочей поверхности трещин и рисок. При съемке упорного диска необходимо внимательно осмотреть участок вала под ним и в случае обнаружения коррозионного разрушения в этих местах мнительно удалить окислы и если разрушения поверхности вала значительны, то произвести металлизацию этого участка вала.
Концевые уплотнения вала должны быть тщательно очищены от солей и внимательно осмотрены. Если при осмотре будут обнаружены следы задеваний и повреждений гребешков, эти места должны быть тщательно исправлены. При насадных втулках в случае значительных повреждений гребешков следует произвести смену уплотнительных втулок. Зазоры в концевых уплотнениях для каждой турбины указаны в ее формуляре. Можно считать нормальными радиальные зазоры для жестких уплотнений около 0,3 мм. Осевые зазоры в уплотнениях должны быть такими, чтобы обеспечивалась исправность уплотнения при тепловом расширении ротора и цилиндра турбины; они должны быть больше толщины баббитовой заливки упорного подшипника, чтобы в случае расплавления этого подшипника не произошло задевания в лабиринтах уплотнения.
Если есть червячная пара, то надо произвести измерение тангенциального зазора в ней и сравнить его с зазором, который был получен при предыдущем измерении. Если износ в червячной паре за рабочую кампанию окажется более 0,04—0,05 мм, необходимо определить причины, вызвавшие такой износ, а износившуюся пару заменить новой. Следует тщательно осмотреть нитки червяка; их поверхности должны быть гладкими и не должны иметь трещин.
Рабочие диски и их ступицы после очистки внимательно осматривают, а диски, кроме того, обстукивают свинцовой кувалдой для определения по звуку плотности посадки. Необходимо проверять аксиальные зазоры между ступицей крайнего диска и стопорным кольцом или гайкой.
При осмотре может быть обнаружено ослабление посадки диска либо такие повреждения, которые требуют замены дефектных дисков новыми. В этих случаях необходимо снять диски с вала. Для снятия дисков ротор устанавливают на козлы в горизонтальном положении. Диски снимают с вала при помощи гидравлических или механических домкратов либо специальным стяжным приспособлением. Перед снятием диск предварительно равномерно (во избежание коробления) нагревают до температуры 120—150° С.
Перед посадкой дисков надо обязательно проверить состояние вала в местах посадки дисков и достояние шпоночных канавок. Шпонки должны быть хорошо подогнаны к шпоночным канавкам. Если на валу будут обнаружены забоины, их надо устранить. Иногда для этого приходится делать проточку поврежденных мест. Незначительная проточка вала допускается только в тех случаях, когда посадка дисков на вал производится при помощи втулок или колец. Если же диски насаживаются непосредственно на вал, то проточку вала в этих местах делать нельзя.
Прежде чем приступить к посадке диска, необходимо поверхность вала, ступицы дисков, разрезные кольца и резьбу стопорных гаек промыть керосином и смазать тонким слоем ртутной мази для предохранения деталей от пригорания.
Перед установкой диск равномерно прогревают горелками от обода к ступице. Если при осмотре и проверке будет обнаружено коробление дисков (биение индикатора при поворачивании диска более 0,3 мм), такой диск надо подвергнуть правке. Правка дисков производится теми же методами, что и правка валов. После правки диск должен проходить повторную проверку.
|