В процессе эксплуатации турбины возможно смещение положения центра тяжести ротора вследствие прогиба вала, неравномерного износа лопаток и других причин. Смещение центра тяжести ротора вызывает появление неуравновешенной центробежной силы, стремящейся изогнуть вал. Вследствие этого при вращении ротора возникает вибрация, которая приводит к расшатыванию креплений подшипников, расцентровке роторов, нарушению плотности фланцевых соединений трубопроводов, связанных с корпусом турбины, и к другим нарушениям.
На вибрационное состояние турбоагрегата влияют также резонансы колеблющейся системы ротор—опора— фундамент турбоустановки, тепловая нестабильность ротора генератора и воздействие на ротор электромагнитного поля, расцентровка из-за тепловых деформаций цилиндров турбин и связанных с ними подшипниковых опор. При появлении недопустимой вибрации подшипников необходимо выявить причины, вызвавшие вибрацию, и если вибрация вызвана неуравновешенностью ротора, то надо произвести динамическую балансировку ротора.
В имеющейся технической литературе по ремонту паровых турбин Достаточно подробно изложены практические приемы динамической балансировки жестких роторов. Основной задачей такой балансировки является определение величины и места приложения уравновешивающегося груза.
Динамическую балансировку небольших роторов (вес не более 20 т) довольно часто производят на специальном станке, который легко можно изготовить силами ремонтного цеха электростанции. Вращение ротора на таком станке осуществляют при помощи ременной передачи от асинхронного электродвигателя, в цепь которого обычно включается водяной реостат, позволяющий регулировать число оборотов. Передаточное число от электродвигателя к валу и число оборотов электродвигателя подбирают так, чтобы имелась возможность регулировать число оборотов ротора от 0 до 400 в минуту.
Вибрацию ротора измеряют индикаторами, установленными на обоих подшипниках. После укладки ротора на подшипники и проверки по уровню горизонтальности его положения на станке производят опробование работы станка. Направление вращения ротора на станке должно быть таким же, как и при работе в турбине. Если никаких ненормальностей при опробовании не обнаружено, приступают к динамической балансировке.
Включают электродвигатель и доводят число оборотов ротора до 300—400 в минуту (число оборотов контролируют ручным тахометром). При достижении нужной скорости вращения сбрасывают ремень и ротор начинает вращаться по инерции. Отжимают стопоры подшипников со стороны балансируемого конца ротора и при появлении равномерной вибрации подшипников производят измерение вибрации. Показания индикатора и число оборотов ротора фиксируют в ведомости. Так же определяют амплитуды колебаний в зависимости от числа оборотов для второго конца ротора.
После определения амплитуд колебаний обоих концов ротора приступают к его балансировке обычно на подшипнике, дающем наибольшие вибрации. Концевые диски мелом по наружной поверхности делят на равные 8—10 частей и специально приготовленный груз поочередно укрепляют во все 8—10 точек крайнего диска; при этом измеряют амплитуду колебаний подшипника. Зная амплитуду колебаний подшипника без пробного груза и с ним в разных положениях, строят график изменения амплитуды колебании в зависимости от места установки пробного грума. Лучшим местом установки пробного груза будет то, которое соответствует наименьшей амплитуде колебании.
Определив место установки груза и принимая во внимание го обстоятельство, что амплитуда колебаний прямо пропорциональна величине груза, при помощи построенного графика нетрудно определить необходимый пес груза. Так же производится балансировка второго конца ротора.
Однако на этом балансировка не может быть закончена. Дело в том, что навеска второго груза вызовет нарушение балансировки первого уравновешенного конца ротора. Чтобы этого не произошло, необходимо подобранный при балансировке переднего конца ротора груз G1 заменить двумя грузами M1, и M2. Груз М1 следует установить на то место, где был установлен груз G1 а груз M2 — на диске противоположного конца ротора d точке, диаметрально противоположной месту установки груза М1 на переднем диске (если груз М1 на переднем диске устанавливается в балансировочном отверстии № 8, то груз М2 следует установить на заднем диске в диаметрально противоположном отверстии, т. е. в отверстии № 4). Груз G2, который был определен при балансировке заднего конца ротора, устанавливается без изменения
Величины грузов Mi и М2 определяются по формулам:
где r и R — радиусы балансировочных отверстий (расстояние от центра диска до центра балансировочного отверстия);
а — расстояние от переднего диска до середины переднего подшипника;
b — расстояние от заднего диска до середины заднего подшипника;
n — расстояние от переднего подшипника до заднего диска;
т — расстояние от переднего диска до заднего подшипника.
После определения величины грузов и места их установки необходимо изготовить постоянные грузы и ввернуть их на резьбе в балансировочные отверстия. Затем надо еще раз проверить поочередно балансировку обоих концов ротора.
Балансировка тяжелых роторов в условиях электростанции производится на рабочих числах оборотов непосредственно в собранной турбине. Вращение ротора при балансировке удобнее производить своим генератором, пускаемым в режиме синхронного электродвигателя. При вращении ротора турбины генератором цилиндры турбины остаются открытыми, что позволяет сравнительно быстро и удобно производить балансировку. В случаях, когда не представляется возможность вращать ротор турбины генератором, вращение ротора производят паром. Для ускорения работы по балансировке установка грузов в таких случаях производится через открывающиеся люки на крышках цилиндров.
Балансировка ротора па рабочих числах оборотов ведется по существу так же, как и на станке. Для определения величины и места установки балансировочного груза производятся три пуска генератора до нормального числа оборотов.
Первый пуск производится без контрольного груза. При достижении нормального числа оборотов производится измерение амплитуды вибрации подшипника балансируемого конца ротора ?1. После измерения амплитуды вибрации ротор останавливают и устанавливают контрольный груз G1 в произвольно выбранное балансировочное отверстие 1. После этого ротор раскручивают до нормального числа оборотов и снова производят измерение амплитуды вибрации подшипника ?2. После остановки ротора контрольный груз G1 вывертывают и устанавливают в балансировочное отверстие 2, отстоящее от первого отверстия по окружности диска на угол 90° (против вращения ротора). Производится трети пуск ротора и также измеряется амплитуда вибрации подшипника ?3.
Определение места установки балансировочного груза производится с помощью графика, показанного на рис. 4-1. Из центра О проводится окружность радиусом R1, равным в принятом масштабе амплитуде колебании подшипника при первом пуске ротора (без контрольного груза). Из точки 1 радиусом R2, соответствующим амплитуде вибрации, измеренной при втором пуске, описывается дуга аа'. Из точки 2, отстоящей от точки 1 на угол 90° (против вращения ротора), радиусом R3 соответствующим амплитуде вибрации при третьем пуске, описывается дуга bb'.
Прямая, проведенная из центра О через точку пересечения Р дуг на пересечении с окружностью, дает искомую точку 3 для установки уравновешивающего груза.
Величину уравновешивающего груза в можно найти по формуле
Аналогично определяют положене и величину уравновешивающего груза для другого конца ротора. Место установки переходного груза и величину этого груза определяют так же, как и при балансировке ротора на станке.
Рассмотренные способы динамической балансировки роторов основаны на допущении, что амплитуда вибрации подшипников прямо пропорциональна неуравновешенным силам, а угол сдвига фазы между вектором вибрации и вектором неуравновешенной силы для ротора при данном числе оборотов есть величина постоянная, не зависящая от неуравновешенной силы. Это допущение приемлемо для жестких роторов, т. е. для роторов, у которых рабочее число оборотов составляет не более 70% первой (нижней) критической скорости. Для гибких роторов, критические скорости которых находятся вблизи или ниже рабочей скорости вращения (имеются в виду роторы, у которых не только первая, но и вторая, а в некоторых случаях и третья критические скорости находятся ниже рабочей скорости вращения), указанное выше допущение не может быть положено в основу метода динамической балансировки.
При колебаниях гибких роторов, в отличие от жестких, эффект воздействия пробных грузов зависит от характера распределения неуравновешенных сил по длине ротора. Кроме того, характер колебаний гибких роторов зависит от податливости и массы опор, а форма упругой линии гибкого вала изменяется с изменением числа оборотов.
Вследствие влияния указанных факторов на характер колебаний гибких валов рассмотренные методы динамической балансировки, применяемые к жестким роторам, не всегда приводят к желаемым результатам при балансировке гибких роторов. В связи с этим Всесоюзным теплотехническим институтом имени Дзержинского составлены руководящие указания для проведения работ по уравновешиванию гибких роторов турбоагрегатов тепловых электростанций на месте их установки.
Приемка ротора турбины после ремонта производится перед акрытием цилиндра. При приемке необходимо произвести тщательный осмотр ротора и его деталей, проверить записи состояния его до и после ремонта в ведомости объема работ, проверить формулярные записи и результаты определения вибрационных и резонансных характеристик ступеней облапачивания. Если производились какие-либо специальные работы, то необходимо проверить наличие и содержание актов по этим работам.
|