Количество используемой теплоты для получения эффективной работы (работы на коленчатом валу) определяется эффективным к. п. д. ?е, который равен отношению количества тепла, превращенного в эффективную работу, к количеству тепла, затраченному на совершение этой работы.
Таким образом, ?е учитывает все потери двигателя, т. е. как тепловые, так и механические. Если ?i характеризует собой совершенство индикаторного процесса двигателя, т. е. совершенство рабочего цикла, то ?е является показателем экономичности работы двигателя и характеризует совершенство рабочего цикла и конструкции двигателя.
Выражение (150) позволяет сделать заключение, что эффективный к. п. д., так же, как и индикаторный к. п. д., в основном зависит от ? и pi, кроме того, от механического к. п. д. ?т.
Значения ?е и ge у выполненных двигателей при номинальной мощности и числе оборотов составляют:
Наибольшие удельные расходы топлива и соответственно наименьшие значения эффективного к. п. д. как для четырехтактных, так и для двухтактных дизелей относятся к быстроходным типам двигателя. Приведенные значения ?m, ?i и ?е, а соответственно gi и ge, имеют двигатели при нормальном техническом состоянии. При длительной работе двигателя, вследствие изнашивания трущихся деталей и увеличения зазоров, происходит снижение параметров конца процесса сжатия, ухудшение условий смазки, ухудшение качества смесеобразования и др. Все это приводит к снижению тепло-
использования в двигателе, а следовательно, к уменьшению це и повышению стоимости эксплуатации двигателя. Для предотвращения этого двигатели подвергаются, согласно инструкции по обслуживанию, профилактическому ремонту и периодическим контрольным теплотехническим испытаниям.
|