Полностью учесть нелинейность статических характеристик элементов можно лишь в случае применения электронных вычислительных машин и, в частности, электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ).
Чтобы воспользоваться ЭЦВМ, нет необходимости определять дифференциальное уравнение системы автоматического регулирования, достаточно дифференциальные уравнения каждого элемента записать в самом начальном виде и найти параметры, от которых зависят члены каждого из уравнений. Например, дифференциальное уравнение собственно двигателя (16) с учетом функциональных зависимостей (17) и (29) получит вид
Аналогично можно записать дифференциальное уравнение и других элементов системы автоматического регулирования двигателя.
Выходную координату автоматического регулятора z можно связать с положением h рейки топливного насоса так, чтобы увеличение z приводило к уменьшению h и наоборот. Если hвн — положение рейки топливного насоса, определяющее внешнюю скоростную характеристику двигателя, и uzh — передаточное отношение от оси муфты к оси рейки, то
Если не учитывать динамических свойств топливоподающей аппаратуры, то система уравнений примет вид
Данную систему уравнений можно использовать для расчета переходных процессов только в тех случаях, когда рейка топливного насоса не находится на упоре, определяющем внешнюю скоростную характеристику двигателя, т. е. при h < hвн. При выходе рейки на упор h = hвн при ? < ?пр, где ?пр — минимальная угловая скорость предельной регуляторной характеристики, расчет следует продолжать по системе уравнений, исключая
уравнение автоматического регулятора. При ? > ?пр рейка отойдет от упора, и расчет необходимо вести с использованием всех дифференциальных уравнений системы.
Чтобы воспользоваться составленной таким образом системой уравнений для расчета переходных процессов, необходимо по возможности установить все функциональные зависимости, входящие в уравнения элементов. Это обеспечивается аппроксимированными статическими характеристиками элементов. Статические характеристики, записанные в такой форме, позволяют определять значения параметра или его частной производной в любой точке поля возможных режимов работы системы регулирования, а в случае переходного процесса — прослеживать, как меняется тот или иной параметр или производная по мере изменения режима работы системы, и учитывать это изменение в текущих значениях коэффициентов дифференциальных уравнений.
Расчет переходных процессов двигателя на ЭЦВМ следует выполнять с помощью специальной программы, блок-схема которой показана на рис. 293 [18]. В качестве основы для составления программы расчета можно использовать стандартную подпрограмму интегрирования системы дифференциальных уравнений методом Рунге—Кутта, с учетом необходимости вычисления значений меняющихся параметров на каждом шаге интегрирования (с помощью аппроксимирующих статические характеристики элементов). Для осуществления этой задачи стандартную подпрограмму следует связать с рабочей программой, учитывающей возможность использования трех типов функциональных зависимостей (от одного, двух и трех аргументов). С целью автоматизации вычислений коэффициенты аппроксимированных характеристик вводятся в память ЭЦВМ до окончания расчета переходного процесса. Значения аргументов функциональных зависимостей определяются в результате интегрирования систем дифференциальных уравнений. В пределах шага интегрирования значения аргументов и функций аппроксимированных статических характеристик принимаются постоянными. Шаг интегрирования часто оказывается меньше интервала времени, через который результаты интегрирования выдаются на печать. Например, при расчете переходного процесса системы автоматического регулирования дизеля 1Д6Н (рис. 294), выполненном по методике П. К. Кузьмика [18], шаг интегрирования был выбран ?t = 0,001 с, а результаты интегрирования на печать выдавались через каждые 0,1 с в течение первых 2 с переходного процесса, а затем через каждые 0,5 с до конца переходного процесса. Такой порядок вывода на печать результатов расчета дает возможность точнее выявить характер переходного процесса в его начальной стадии.
Переходный процесс (рис. 294) появился вследствие возмущения, полученного системой автоматического регулирования при t = +0 в виде ступенчатого перемещения рычага управления регулятором в новое положение, устанавливающее большую предварительную деформацию пружины. Рейка топливного насоса в результате такого возмущения почти мгновенно выходит на упор внешней скоростной характеристики двигателя [точка А на характеристике h =f(t) ]. Это приводит к резкому увеличению цикловой подачи топлива и, как следствие, крутящего момента М двигателя. Избыток энергии в системе двигатель—потребитель приводит к увеличению частоты вращения n коленчатого вала и соответствующему увеличению момента сопротивления Мс. Увеличение цикловой подачи топлива приводит к увеличению
крутящего момента Мт турбины. Момент сопротивления Мк компрессора вначале несколько снижается за счет увеличения расхода воздуха в цилиндры двигателя (рост n) и, следовательно, падения давления рк наддува. Избыток энергии в турбокомпрессоре расходуется на увеличение частоты вращения пк ротора турбокомпрессора, вследствие чего восстанавливается давление наддува рк и увеличивается момент сопротивления компрессора Мк.
Увеличение предварительной деформации пружины регулятора с помощью органа управления соответственно увеличивает восстанавливающую силу Е регулятора, которая, превышая поддерживающую силу A?p2, удерживает рейку в положении полной подачи топлива [точки АБ на характеристике h = f (t)]. За счет увеличения частоты вращения n коленчатого вала увеличивается угловая скорость грузов регулятора и растет поддерживающая сила A?p2. За точкой В поддерживающая сила превышает восстанавливающую силу, и рейка топливного насоса перемещается в сторону уменьшения цикловой подачи топлива. При этом пружина регулятора сжимается, и восстанавливающая сила Е увеличивается. Переходный процесс длится примерно 1,5 с, после чего устанавливается вновь заданный равновесный режим.
Расчет переходных процессов на ЭЦВМ, таким образом, дает полное представление об изменениях во времени всех рассчитываемых параметров как двигателя, так и регулятора и обеспечивает хорошие возможности для изучения не только динамических свойств системы регулирования и ее элементов, но и процессов, происходящих в каждом элементе при неустановившихся режимах.
|