Площадь внутри теоретической индикаторной диаграммы дизеля, построенной в координатах рV, представляет собой в некотором масштабе теоретическую работу Li’, совершаемую газами внутри цилиндра за один цикл.
Работа Li совершается переменным давлением.
Для удобства вычислений вводится понятие среднего теоретического индикаторного давления газа рi’, под которым понимают условное среднее постоянное давление в цилиндре, действующее на поршень в течение одного его рабочего хода и совершающего ту же работу Li'.
Другими словами, если площадь индикаторной диаграммы заменить равновеликой площадью прямоугольника, построенного на основании Vs, то высота этого прямоугольника и будет представлять собой в некотором масштабе рi’ (рис. 207, а):
Li = pi’Vs (147)
Среднее теоретическое индикаторное давление рi’ можно определить, используя теоретическую диаграмму цикла. При помощи планиметра или другим способом определяют площадь диаграммы F мм2. Затем, разделив площадь на длину диаграммы l мм (l = Vs), получают значение рi' в масштабе ординат рi' = F / l. Зная масштаб давления b, находят рi' = F / lb.
При отсутствии планиметра площадь F можно определить приближенно методом средних ординат. Длину диаграммы l=Vs делят на 10 равных частей (см. рис. 207, б); затем условно принимают, что ординаты давлений p1, p2, p3, …, p10, заключенные внутри контура индикаторной диаграммы и расположенные посередине длины между вертикальными границами участка, постоянны для каждого отдельного участка. Тогда рi находят по выражению:
Среднее теоретическое индикаторное давление рi' может быть также вычислено по параметрам, характеризующим работу двигателя и определяемых в расчете цикла. Из уравнения (147)
где L1 — работа газа на участке cz' при V = const и L1 = 0;
L2—работа газа на участке z'z (горение происходит при р = const)
Данное выражение для Li’ подставляют в уравнение (148) и, произведя ряд преобразований, получают расчетную формулу для определения рi' в цикле смешанного сгорания:
Выражение для рi' не учитывает потерь площади диаграммы вследствие скругления острых углов на участке сгорания сz'z и на участке перехода от расширения к выпуску из-за предварения открытия выпускного клапана, имеющих место в действительном цикле. Эти потери учитываются коэффициентом полноты диаграммы: ? = 0,95 ? 0,98. Следовательно, среднее индикаторное давление действительного цикла
рі = ?рi' (149)
Это выражение пригодно для четырехтактных двигателей. Для двухтактных рi относят к полному ходу поршня, причем для двухтактных с прямоточно-клапанной продувкой
рi = ? рi'(1 – ?s). (149a)
Для двухтактных двигателей с другими типами продувок
рi = рi'(1 – ?s). (149б)
(уменьшение площади диаграммы в районе участка сz'z компенсируется приростом площади в хвостовой части, поэтому ? = 1).
По опытным данным, рi принимают для судовых четырехтактных двигателей равным 0,65—0,85 Мн/м2, для двухтактных 0,55—0,85 Мн/м2 и для двигателей с наддувом 0,75—2,2 Мн/м2.
Действительная индикаторная работа газа в цилиндре за один цикл по аналогии с формулой (147)
Li = рiVs. (150)
Если коленчатый вал одноцилиндрового четырехтактного двигателя делает п об/сек, то за 1 сек в его цилиндре совершается n/2 цикл/сек. В цилиндре двухтактного дизеля при п об/сек его коленчатого вала совершится п цикл/сек. Зная работу газа за один цикл Lі дж и количество циклов в секунду, определяют работу, совершаемую газом внутри цилиндра за секунду, т. е. мощность, называемую внутренней или индикаторной. Для четырехтактного двигателя Ni = Li n/2 , Для двухтактного двигателя Ni = Li n.
Общую формулу для четырехтактных и двухтактных двигателей получают, введя коэффициент тактности k, равный 0,5 для четырехтактных и единице для двухтактных простого действия.
Следовательно, индикаторная мощность в одном цилиндре
Часть индикаторной мощности двигателя Ni расходуется па преодоление сил трения между деталями, на привод навешенных вспомогательных механизмов и на преодоление сопротивления впуска и выпуска. Общая потеря мощности обозначается Nм и называется мощностью механических потерь. Следовательно, мощность, которую двигатель отдает потребителю (она называется эффективной и обозначается Nе), будет меньше индикаторной Ni на величину мощности механических потерь Ne = Ni — Nм.
Для учета механических потерь в поршневых ДВС пользуются понятием механического к. п. д. ?м, который представляет собой отношение эффективной мощности дизеля Nе к индикаторной Ni и показывает ту долю индикаторной мощности, которая отдается потребителю ?м = Ne / Ni, откуда Nе = ?м Ni.
Подставив значение Ni из формулы (151), находят
Произведение pіpм = pэ называется средним эффективным давлением газа в цикле и представляет собой условное постоянное давление, действующее на поршень за цикл и совершающее работу, равную полезной работе на фланце коленчатого вала.
По опытным данным, на режиме полной мощности ре составляет для четырехтактных двигателей без наддува 0,55—0,62 Мн/м2 и с наддувом 0,7—2 Мн/м2; для двухтактных без наддува 0,4— 0,55 Мн/м2 и с наддувом 0,7—2,0 Мн/м2.
Таким образом, эффективная мощность двигателя
Мощность, затраченная на преодоление сил сопротивления в двигателе,
Разность pi — pэ показывает ту часть рi которая затрачивается на преодоление сил сопротивления в двигателе.
Значение ?м зависит от качества смазки двигателя, его быстроходности, величины pz, теплового состояния двигателя и его режима работы. С уменьшением нагрузки ?м уменьшается и при холостом ходе становится равным нулю. В этом случае вся развиваемая в цилиндре мощность расходуется на преодоление сил внутреннего сопротивления двигателя.
Механический к. п. д. судовых ДВС ?м = 0,75?0,85 и несколько выше у четырехтактных двигателей. При наддуве к. п. д. возрастает, достигая 0,9 у четырехтактных двигателей.
|