При анализе динамических свойств систем автоматического регулирования двигателей периодическую составляющую M (t) крутящего момента обычно не учитывают.
Однако каждая система автоматического регулирования, как и любая другая колебательная система, имеет определенные частоты собственных колебаний, поэтому воздействие на ее работу M (t) при определенных условиях может привести к резонансу.
Анализ условий, создающих возможность появления резонанса в системах автоматического регулирования прямого действия, был проведен под руководством проф. Г. Г. Калиша в Научном автомоторном институте (НАМИ). Исследования показали, что при частоте периодической составляющей момента M (t), приближающейся к частоте собственных колебаний исследуемой системы, амплитуды колебаний угловой скорости и перемещений муфты регулятора могут резко возрасти.
Резонанс возможен и под влиянием периодической составляющей момента сопротивления (несбалансированность колес, изогнутость диска колеса автомобиля и др.).
Резонансные условия работы являются наиболее вероятными для двигателей, работающих в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов, т. е. для двигателей в основном автотракторного типа. Так как такие двигатели в большинстве случаев оборудуют всережимными механическими регуляторами прямого действия, то задача выявления резонансных условий работы должна быть решена прежде всего применительно к системам, переходные процессы которых описываются дифференциальными уравнениями третьего порядка.
Если предположить, что настройка потребителя остается неизменной (?д = 0), то дифференциальное уравнение двигателя без наддува можно записать в виде
где М (t) — периодическая составляющая крутящего момента. Поэтому система уравнений, описывающая переходные процессы системы автоматического регулирования, в этом случае будет иметь вид
После подстановки развернутых собственных операторов элементов системы
где А3, А2, А1 и А0 определяются выражениями (602).
Полученные уравнения целесообразно представить в нормированной форме:
где ? и ? — критерии подобия, определяемые формулами (662), а коэффициенты правых частей уравнений
то уравнения (917) и (918) можно записать в более компактной форме:
Влияние периодической составляющей М (t) крутящего момента на характер вынужденных колебаний угловой скорости вала двигателя или муфты автоматического регулятора можно иллюстрировать амплитудно-фазовой частотной характеристикой воздействия.
Уравнение (919) показывает, что эта характеристика имеет вид
поэтому результирующее изменение угловой скорости вала двигателя
Для определения амплитуды колебаний угловой скорости и сдвига фазы этих колебаний относительно колебаний возмущающего воздействия амплитудно-фазовую частотную характеристику воздействия целесообразно представить в виде
где АM? (?) = f (?) — амплитудная частотная характеристика воздействия; ?M? (?) = f (?) — фазовая частотная характеристика воздействия.
Периодическая составляющая крутящего момента М (t) в общем случае является сложной периодической функцией времени, поэтому ее можно представить в виде комплексного ряда Фурье:
где k — порядок гармоники; Сk — комплексные коэффициенты Фурье, определяемые по известным коэффициентам Фурье (698) и (699).
Так как уравнения (919) и (920) записаны в безразмерной, нормированной форме, выражению (923) целесообразно придать вид
может быть принято в качестве частоты k-й гармоники, ?0 — в качестве частоты основной гармоники.
Для четырехтактных двигателей k принимает значения 1/2; 1; 1 ?; 2 ?; ...; для двухтактных 1; 2; 3; 4; ... при условии, что в качестве ?0 используют частоту основной гармоники, определяемой угловой скоростью коленчатого вала на выбранном равновесном режиме.
Амплитуды гармоник определяют известными методами гармонического анализа периодической составляющей крутящего момента.
Подстановка выражений (922) и (924) в уравнение (921) приводит последнее к виду
Произведение СkАM? (?) можно рассматривать в этом случае в качестве ?k амплитудного отклонения k-й гармоники, поэтому
Таким образом, для определения результирующего движения системы под действием периодической составляющей крутящего момента необходимо найти прежде всего амплитудную и фазовую частотные характеристики воздействия.
Для их получения можно воспользоваться уравнениями (919) и (920). Передаточные функции, определяемые этими уравнениями, имеют вид
Соответствующие амплитудно-фазовые частотные характеристики могут быть найдены с помощью подстановки р = i? в передаточные функции. В этом случае амплитудно-фазовая частотная характеристика
Аналогичным способом можно найти амплитуду и сдвиг фазы колебаний муфты регулятора. С учетом амплитудно-фазовой частотной характеристики воздействия
перемещение муфты регулятора под влиянием колебательной составляющей крутящего момента можно представить в виде
Произведение СkАM? (?) можно рассматривать в качестве амплитудного отклонения ?k k-й гармоники, поэтому
На основании выражения (930) находят амплитудную характеристику воздействия
На основании полученных выражений амплитудных и фазовых частотных характеристик можно сравнить колебания угловой скорости вала двигателя с колебаниями муфты регулятора.
Отношение уравнений (926) и (932) имеет вид
Подстановка выражений (929) и (934) в формулу (936) показывает, что сдвиг фаз указанных колебаний составляет
Зная амплитудные частотные характеристики воздействий [см. выражения (928) или (933)], можно определить условия резонансной работы исследуемой системы. Для этого следует построить зависимости АM? (?) = f (?) и АM? (?) = f (?) и найти частоты, при которых амплитуды достигают максимальных значений. Эти частоты необходимо затем сравнить с частотами гармоник периодической составляющей крутящего момента на основании выражения (925).
Резонансные частоты определяют также из условий
Перед корнем стоит только плюс, так как частоты реальных режимов должны быть положительными. Анализ второго из условий (937) показывает, что максимальным значениям амплитуд соответствует частота
Для того чтобы ?m ? 0, необходимо выполнить неравенство
в противном случае резонанса в системе не будет.
Неравенство (938) в зависимости от значений критериев подобия ? и ? выполняется при двух условиях: 1) если ?2 — 2? ? 0, необходимо, чтобы 2? — ?2 ? 0; 2) если ?2 — 2? ? 0, необходимо, чтобы (?2 - 2?)2 + 3 (2? - ?2) ? 0.
Полученные неравенства дают возможность на поле диаграммы И. А. Вышнеградского выделить область возможных резонансных режимов.
Граничные условия ?2 — 2? = 0 и 2? — ?2 = 0 определяют две параболы, проходящие через начало координат (рис. 295) и через точку с координатами ? = 2; ? = 2. Если ограничиться лишь областью II периодически сходящихся переходных процессов, то неравенства ?2 — 2? ? 0 и 2? — ?2 ? 0 выполняются и в области, ограниченной кривыми АВ, ВС и СD.
Граничные условия ?2 — 2? = 0 и (?2 — 2?)2 + 3 (2? — ?2) = 0 определяют в области II две кривые: параболу ОВL и кривую NВ, касающуюся параболы АВ в точке В и имеющую минимум в точке с координатами ? = 1,72 и ? = 1,92.
Неравенства ?2 — 2? ? 0 и (?2 — 2?)2 + 3 (2? — ?2) ? 0 выполняются в области, ограниченной кривыми NB, ВС и СМ.
Следовательно, резонансные условия работы системы прямого регулирования двигателя можно ожидать в первом квадранте диаграммы проф. И. А. Вышнеградского в части области II, ограниченной кривыми АВN и МСD (на рис. 295 эта область заштрихована). Если точка с координатами ? и ? располагается в заштрихованной области, то необходимо выявить резонансные частоты и сравнить их с частотами исследуемой системы. Если эта точка оказывается вне пределов заштрихованной области, то резонансных явлений не будет.
Приведенное исследование условий возникновения резонанса в системе регулирования двигателя без наддува выполнено в предположении, что крутящий момент двигателя непрерывно и плавно изменяется по мере движения рейки топливного насоса, а это не совсем точно. В действительности на крутящий момент двигателя влияет лишь положение рейки в момент отсечки топлива в золотниковом топливном насосе. Поэтому при определенных условиях резонансные колебания муфты регулятора могут не вызывать соответствующих колебаний угловой скорости вала двигателя.
|