Современные двигатели внутреннего сгорания являются комбинированными агрегатами.
Во многих случаях такие силовые установки работают в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов.
Определение параметров, характеризующих работу каждого из элементов такого агрегата на согласованных режимах, вызывает существенные трудности, приводящие к необходимости использования при расчетах в качестве исходных большого числа экспериментальных данных.
Между тем эксперимент, предназначенный для определения значений тех или иных параметров, характеризующих работу элементов системы регулирования на равновесных режимах, часто предполагает получение этих результатов через определенные, заранее выбранные интервалы изменения режимов работы. Чем меньше эти интервалы, тем выше точность построенных по этим точкам статических характеристик. Повышение точности, достигаемое таким путем, требует существенного увеличения числа равновесных режимов, при которых осуществляют замер (расчет) искомых параметров.
Однако и в этих условиях могут оставаться интервалы, в пределах которых определение значений параметров должно осуществляться интерполированием.
Таким образом, в результате тщательно поставленного эксперимента и дополнительных расчетов исследователь может получить в свое распоряжение некоторое число статических характеристик, проходящих через точки, найденные экспериментально или путем расчета с использованием экспериментальных данных.
Между тем при анализе статических и тем более динамических свойств систем автоматического регулирования выясняется необходимость знания значений параметров не в отдельных точках, полученных экспериментальным путем, а в любых точках, произвольно расположенных в возможном диапазоне изменений равновесных режимов.
Отсутствие аналитических зависимостей, позволяющих определить значение параметров в произвольно выбранных точках системы координат, вынуждает прибегать к аппроксимации статических характеристик элементов системы автоматического регулирования.
Под аппроксимацией будем понимать нахождение приближенных аналитических выражений статических характеристик элементов, точные аналитические выражения которых неизвестны или настолько сложны, что практическое использование их затруднено [18].
Для аппроксимации таких зависимостей можно использовать несколько методов. Однако лучшие результаты дает метод наименьших квадратов. Для того чтобы использовать этот метод, необходимо подобрать аппроксимирующие многочлены и определить их коэффициенты. Эта задача выполнима при наличии некоторой совокупности экспериментальных точек, выражающих статическую характеристику, например, вида
Эту зависимость, заданную отдельными точками, необходимо аппроксимировать некоторой другой зависимостью
но так, чтобы сумма Е? квадратов ошибок, допущенных при замене зависимости (898) зависимостью (899), была наименьшей:
где ?j = fj (x1j; x2j; x3j) – Фj (x1j; x2j; x3j).
Аппроксимированную характеристику (899) можно представить суммой некоторых функций ?i (x1; x2; x3) со специально подобранными постоянными коэффициентами аj так, что
Коэффициенты аi можно определить при рассмотрении выражения (900) в качестве функции от аргументов ai. В этом случае минимум выражения (900) можно определить путем отыскания частных производных выражения (900) по каждому из аргументов аi и приравнивания этих производных нулю:
где i = 0, 1, 2,..., m.
Найденные таким образом производные составляют систему из т уравнений для нахождения т неизвестных (а1, а2, ..., ат) Этой системе уравнений можно придать вид
где s = 1, 2, 3 или больше при числе аргументов статической характеристики, большем трех.
После определения коэффициентов аj можно записать аппроксимирующий многочлен (901), точность которого должна быть проверена вычислением суммы (900) для заданных точек и сопоставлением экспериментальных точек с точками, найденными на основе уравнения (901). Отыскание зависимостей, аппроксимирующих статические характеристики, можно осуществить на ЭЦВМ.
Как известно, высокий порядок полинома дает лучшее приближение к аппроксимирующей зависимости. Однако для экономии времени на расчет целесообразно выбрать возможно минимальный порядок полинома, обеспечивающий приемлемую для практики точность приближения.
Контрольные расчеты алгебраических многочленов второй степени показывают, что ошибка при сопоставлении экспериментальных статических характеристик с расчетными в ряде случаев достигает 10%. Применение полиномов третьей степени снижает эту ошибку до 2% в большинстве контрольных точек. Дальнейшее повышение порядка полинома не приводит к существенному снижению ошибки, но одновременно значительно усложняет расчет.
Следовательно, статическую характеристику, определяемую одним аргументом, можно аппроксимировать полиномом
Статическая характеристика с двумя аргументами удовлетворительно аппроксимируется полиномом
Изложенная методика аппроксимации конкретных статических характеристик приводит к соответствующим уравнениям, удобным для расчета. Например, момент сопротивления гидротормоза (см. рис. 25 а) определяется угловой скоростью ? ротора и настройкой N тормоза, поэтому аппроксимируется уравнением
Если двигатель оборудован системой наддува, то значение его крутящего момента зависит от трех аргументов: угловой скорости ? коленчатого вала, положения h рейки топливного насоса и давления рк наддува. Для дизеля 1Д6Н это уравнение имеет вид
Для расчета коэффициентов уравнений аппроксимации можно использовать цифровые электронно-вычислительные машины.
Таким образом, представление статических характеристик элементов систем автоматического регулирования аппроксимирующими функциональными зависимостями позволяет с достаточной степенью точности определить значение того или иного параметра при любом выбранном режиме работы. Эти зависимости удобно использовать также в тех случаях, когда необходимо знать числовые значения частных производных: эти значения определяют дифференцированием соответствующих аппроксимирующих зависимостей.
|