Судовые двигатели

Тепловой баланс двигателя

Из всего количества располагаемого тепла топлива, вводимого в двигатель для сгорания, часть переходит в полезную работу, а остальная расходуется на тепловые и механические потери.

Уравнение равновесия между теплом топлива, вводимого в дви­гатель для сгорания, и теплом, перешедшим в полезную работу и тепловые потери, называется тепловым балансом двигателя. Тепловой баланс составляют по данным испытания двигателя на установившемся тепловом режиме. Обычно составляют удельный тепловой баланс, т. е. отнесенный к единице эффективной работы в джоулях (или в процентах).

Уравнение удельного теплового баланса имеет вид:

где q — расчетное количество тепла, затрачиваемое для получе­ния 1 дж работы; qе — тепло, преобразованное в эффективную работу и равное

qг — тепло, отводимое отработавшими газами. Оно может быть определено по приближенной формуле

(С и Н — содержание углерода и водорода в 1 кг топлива; СO2 — процентное содержание по объему углекислоты в отработавших газах; Тг и То — температуры отработавших газов и свежего за­ряда, поступающего в цилиндр);

qв, qм — тепло, унесенное охлаждающей водой и маслом:

(Gв, Gм — расход охлаждающей воды и масла, кг/сек; tву, tму— температуры уходящих воды и масла, °С; tвв, tмв — температуры входящих воды и масла, °С; св, см— средние массовые теплоемкости воды и масла; Ne— эффективная мощность дви­гателя, вт); qт — тепло, эквивалентное работе, затрачиваемой на преодоление сил трения и на привод механизмов:

(большая часть тепла qт передается ох­лаждающей воде и маслу, охлаждаю­щему поршень. Тепло, образующееся в подшипниках, передается циркуляци­онному маслу; часть qт путем лучеиспус­кания передается в окружающую среду);

qн и qл — потери тепла от неполноты сгорания топлива и в ок­ружающую среду путем лучеиспускания. Последние три слагаемых теплового баланса qт, qн, qл точному расчету не поддаются, их сумму обозначают qост = qт + qн + qл и называют неувязкой баланса

q = qe + qг + qв + qм + qост.     (159а)

Диаграмма баланса тепла двигателя показана на рис. 212. По опытным данным:

Диаграмма теплового баланса двигателя

Из приведенных значений следует, что наибольшее количество тепла уносится охлаждающей водой и уходящими газами. По ис­пользованию последних внедряют ряд мероприятий.

Воду, выходящую из двигателей, можно использовать как греющую среду в различных теплообменных аппаратах (подогре­вателях воды, топлива и масла). Однако эффективность такого использования, несмотря на отсутствие технических трудностей, не­значительна, главным образом из-за низкой температуры подо­грева, которая может быть достигнута только за счет тепла ох­лаждающей ДВС воды. Задача решается установкой дополнитель­ного парового подогревателя. Все большее распространение на теплоходах получает применение тепла охлаждающей воды в ва­куумных опреснительных установках, где низкий потенциал 'по­зволяет повысить к. п. д. установки на 0,5—0,7%. Особенно эф­фективно действие тепла охлаждающей воды в замкнутых системах при так называемом горячем охлаждении, когда темпе­ратура воды с использованием повышенного противодавления до­водится до 150° С.

Тепло выпускных газов можно применять в утилизационных котлах. Это дает возможность повысить общий к. п. д. установки на 8—10% и получить пар низкого давления (0,3—0,7 Мн/м2) для бытовых нужд. Полезное использование тепла выпускных газов составляет при 80%-ной нагрузке 1400 дж/(квт?ч) у четырех­тактных и около 820 дж/(квт?ч) у двухтактных двигателей.