Разработка систем автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания связана с выполнением большого числа расчетов, целью которых является оценка динамических свойств этих систем — устойчивости и качества работы.
Наиболее доступными являются методы расчетов, основанные на применении линейных дифференциальных уравнений. Часть их изложена в предыдущих разделах настоящей книги.
При линеаризации характеристик элементов системы регулирования в результатах расчетов неминуемо допускается определенная ошибка. Ошибка эта оказывается несущественной, если начальное отклонение системы от заданного равновесного режима достаточно мало или статические характеристики элементов близки к линейным.
При анализе динамических свойств систем автоматического регулирования двигателей наибольший интерес вызывает реакция системы на полный ?д = —1 (t) или полный наброс ?д = +1 (t) нагрузки двигателя. В этом случае одна из крайних точек его регуляторной характеристики соответствует заданному равновесному режиму, другая — положению системы в начальный момент переходного процесса.
Оценка устойчивости системы регулирования двигателя при подобных возмущениях путем анализа устойчивости ее линейной модели, как правило, дает достаточно надежный результат.
Линейное дифференциальное уравнение, описывающее переходные процессы системы регулирования двигателя, можно использовать для построения переходных процессов.
Такая оценка качества имеет бесспорную ценность при изучении влияния на переходный процесс того или иного параметра элементов, входящих в систему. При этом сопоставляют два (или больше) теоретически построенных переходных процесса и оценивают их изменения на основании изменения исследуемого параметра.
Однако возможность построения переходного процесса, естественно, выдвигает и другой вопрос, связанный с возможностью сопоставления теоретически построенного переходного процесса на базе полностью линейного дифференциального уравнения с переходным процессом, полученным экспериментальным путем на действующей системе автоматического регулирования. Иными словами, возникает вопрос об оценке достоверности теоретического результата, полученного путем исследования математической модели системы, основанной на линейных дифференциальных уравнениях.
Чтобы оценить ошибку, которую вносит в расчеты только линеаризация нелинейных характеристик элементов системы регулирования, можно использовать следующий прием.
При определении параметров элементов в точке заданного равновесного режима подсчитывают большое число частных производных (уклонов) этих характеристик. Предполагают, что как эти частные производные, так и сами параметры (Тд22, Tд1, kд.н, Тр2, ?z и т. д.) в течение всего переходного процесса остаются постоянными. Это предположение оказывается справедливым лишь в одном случае, а именно когда все характеристики элементов являются линейными. В действительности этого нет, поэтому целесообразно построить и сопоставить между собой переходные процессы по параметрам, найденным в начальной и конечной точках переходного процесса. Если сопоставление покажет, что существенной разницы в переходных процессах не существует, можно сделать вывод, что влияние нелинейностей характеристик элементов на конечный результат невелико.
Однако более надежный результат можно получить, если сопоставить теоретически (расчетные) переходные процессы с экспериментальными.
Такое сравнение было проведено применительно к системе прямого регулирования дизеля Д6Н. При расчетах и экспериментах принималось, что точка D (рис. 282) заданного (конечного) равновесного режима находилась на предельной регуляторной характеристике, а исходными точками переходных процессов являются точки А, А', А" и А"'. Возмущение в систему регулирования вносилось мгновенной перестановкой рычага управления регулятора. Сопоставление теоретических переходных процессов частоты вращения коленчатого вала п = f (t), частоты вращения ротора турбокомпрессора пк = f (t) и положения рейки топливного насоса h = f (t) (рис. 283) с экспериментальными (кружочки) показывает хорошее качественное и количественное совпадение лишь в переходном процессе от А"' к D (рис. 282) между ближайшими точками. Удовлетворительное совпадение получилось в переходном процессе от А" к D, и заметное искажение действительности дали переходные процессы А' к D и от A к D.
Следовательно, по мере увеличения начального отклонения регулируемого параметра отточки конечного установившегося режима наблюдается все большее расхождение в протекании этих кривых.
Результат, полученный для конкретной системы прямого регулирования транспортного дизеля, конечно, нельзя механически распространить на все другие случаи, однако можно предположить, что удовлетворительная сходимость с экспериментальными данными может иметь место, если начальное отклонение от заданного равновесного режима (точка D на рис. 282) не превышает 10—15%.
Таким образом, при анализе динамических качеств, по крайней мере систем прямого регулирования двигателей внутреннего сгорания, с помощью полностью линеаризованных дифференциальных уравнений можно получить результат, достаточно близкий к действительности не только по устойчивости, но и по качеству работы этой системы. При этом имеется в виду, что в систему регулирования не входят элементы, имеющие явно нелинейные характеристики. К числу таких нелинейных элементов можно отнести гидравлические серводвигатели с положительными перекрышами в золотнике, чувствительный элемент с большой зоной нечувствительности, элементы с зазорами в подвижных сочленениях и сухим трением и т. д.
|