Судовые двигатели

Присадки к топливам для судовых дизелей

Универсальных присадок, улучшающих в одинаковой степени различные эксплуатационные свойства топ­лив всех групп, не существует. В качестве депрессорных приса­док, понижающих температуру застывания топлива, используются отечественные и зарубежные: для дизельного топлива — «Парадин-20», «Парадин-25», для котельного топлива — «Парадин-70», для мазута и других остаточных топлив — А110Х, А504Х, А804Х. Эти присадки выпускаются в растворе толуола -и вводятся в кон­центрации 0,02—0,1 %, что снижает температуру застывания топлива на 20—30 °С, причем улучшается фильтруемость топлива при температуре ниже температуры помутнения.

Чтобы предотвратить образование в топливе кристаллов льда из воды при низких температурах, применяют спирты, гликоли, амины, формамиды и их производные, которые растворяют воду и образуют с ней смеси, замерзающие при низкой температуре. Поверхностно-активные присадки образуют защитную оболочку на частицах льда, что препятствует их объединению друг с дру­гом. Эти присадки выполняют одновременно функции моющих присадок — смывают отложения в системах топливоподачи.

К присадкам, улучшающим воспламеняемость дизельных топ­лив, относятся: алкилнитраты RCH2ОNО2, RCH2OHO, перекисные соединения RCH2OOH, альдегиды RCHO, кетоны RCOR и др. Добавление нитратов, например циклогексилнитрата, в количестве 1,2—1,5 % к бензину, позволяет использовать бензин в дизелях.

Повышение цетанового числа топлива на 15—20 единиц до­стигается добавкой 1,5—2 % присадки. Присадки снижают ста­бильность топлива при хранении, при этом цетановое число топлива умень­шается. (цетановое число за 6 мес. хранения снижается на одну- две единицы.)

Присадки для повышения полноты сгорания улучшают сго­рание тяжелых сортов топлив, что уменьшает отложения в ди­зеле, уменьшает загрязнение окружающей среды. Качество распыливания металлосодержащих присадок (таких, как нафтенаты и сульфонаты меди, магния и цинка и др.) для тяжелых топлив можно улучшить добавкой мыла на бариевой и кальциевой основе, снижающей поверхностное натяжение.

Отечественные многофункциональные присадки ВНИИНП-101, ВНИИНП-111 рекомендуются для дизельного топлива с содер­жанием серы более 0,5 %; ВНИИНП-101 добавляют также к сер­нистым тяжелым топливам. Недостаток этих присадок — склон­ность к выпадению в осадок при длительном хранении, в связи с чем их приходится вводить непосредственно на судне, что свя­зано с определенными трудностями.

Антиокислительные и диспергирующие присадки к дизельным и тяжелым сортам топлив добавляются в качестве составной части многофункциональных стабилизирующих присадок. Такие при­садки содержат деактиваторы металлов и диспергенты. Например, зарубежная присадка — антиокислитель для дизельных топлив «Ethyl-703» или «Dy Понт Фоа-3» (США) — смесь органических аминов.

Для стабилизации топлив и предотвращения образования в них осадков при хранении и применении используют стабилизаторы (диспергенты) — различные зольные присадки (нефтяные суль­фонаты различных металлов, прежде всего бария) и беззольные (полярные полимеры и алкиламины). Полярные полимеры добав­ляют в концентрации 0,005—0,010 %. Наряду со способностью предотвращать образование осадков, полимеры устраняют несов­местимость топлив и зависание игл распылителей форсунок, возникающее в результате образования в них лаков и осадков при высоких температурах» Основные виды антиокислителей: 24М6В, 26ВЧМ, БАФ, ПОДФА, ФДА, УСА — угольная смола, ДСА — древесная смола, ?-нафтол.

Противокоррозионные присадки применяются с целью ней­трализации коррозионного действия на топливную аппаратуру сернистых топлив при повышенных температурах и предотвра­щения образования агрессивных продуктов окисления угле­водородов и сернистых соединений — аминов, аминосульфидов и полимерных диспергентов.

В качестве присадок для борьбы с ванадиевой коррозией ис­пользуются гидроокись магния Мg(ОН)2 и гидроокись алюминия Аl(ОН)3 в виде коллоидной дисперсии в масле. В топливо, содер­жащее 0,0002 % ванадия и менее, присадки, как правило, не добавляют.

Присадка ПМАМ-у, улучшающая термоокислительную устой­чивость дизельных топлив, помогает избежать образования лаков, углеродистых отложений, нагаров различной степени карбонизации (обогащения углеродом) игл и распылителей форсунок, деталей ЦПГ, температура которых достигает 200—250 °С.