Различают двигатели стационарные и транспортные. В зависимости от назначения к двигателям могут быть предъявлены особые требования (например, реверсивность, быстроходность и т. д.).
Все имеющиеся в настоящее время двигатели в основном могут быть разделены на следующие группы:
а) Карбюраторные двигатели — низкого сжатия, легкого жидкого топлива, с внешним смесеобразованием, с электрическим зажиганием, быстрого сгорания, чаще четырехтактные.
б) Калоризаторные двигатели (нефтянки)—низкого сжатия, тяжелого жидкого топлива, с внутренним смесеобразованием, с калоризаторным зажиганием, быстрого сгорания, обычно двухтактные.
в) Компрессорные дизели — высокого сжатия, тяжелого жидкого топлива, с внутренним смесеобразованием, с воспламенением от сжатия, постепенного сгорания, четырехтактные.
г) Газовые двигатели — низкого сжатия, с внешним смесеобразованием, с электрическим зажиганием, быстрого сгорания, четырехтактные.
д) Газожидкостные двигатели (газодизели) — высокого сжатия, с воспламенением, от сжатия, смешанного сгорания, четырехтактные или двухтактные.
е) Бескомпрессорные дизели — высокого сжатия, тяжелого жидкого топлива, с внутренним смесеобразованием, с воспламенением от сжатия, смешанного сгорания, четырехтактные и двухтактные.
Современные стационарные установки с двигателями внутреннего сгорания оборудуются преимущественно бескомпрессорными дизелями различных мощностей. В СССР производство дизелей стандартизовано. Согласно ГОСТу 4393-48 предусматривается специальная маркировка дизелей, каждому типу дизеля присваивается условное обозначение, состоящее из сочетания букв и цифр.
Буквы обозначают: Ч — четырехтактный, Д — двухтактный, ДД — двухтактный двойного действия, Р — реверсивный, С — судовой с реверсивной муфтой, П — с редуктор ной передачей, К — крейцкопфный (двигатель с ползуном), Н — с наддувом.
Отсутствие в условном обозначении буквы К означает, что двигатель тронковый, отсутствие буквы Р показывает, что двигатель нереверсивный. Цифра впереди букв обозначает число цилиндров. Дробное обозначение: числитель — диаметр цилиндра в см, знаменатель — ход поршня в см.
Примеры условных обозначений: дизель 6Ч 23/30 шестицилиндровый, четырехтактный, тронковый, нереверсивный, с диаметром цилиндра 23 см и ходом поршня 30 см; дизель 4Д 19/30 четырехцилиндровый, двухтактный, тронковый, нереверсивный с диаметром цилиндра 19 см и ходом поршня 30 см.
|