Оптимальную производительность сепаратора можно определить в результате его эксплуатации в течение некоторого времени на нескольких средних производительностях (например, 45, 50, 55 % номинальной) (табл. 5.7).
Производительность, при которой за установленное время будет сепарироваться из топлива максимальное количество примесей установленного размера, является оптимальной. Она определяется по формуле, м3/ч, Gс = 24geNе/(tk?), где ge — удельный расход топлива, кг/(кВт·ч); t— время работы основного очистителя в течение суток (при наличии резервного очистителя — от 8 до 20 ч, при отсутствии — не более 8 ч); k, ? — вязкостной коэффициент и плотность топлива соответственно (для дизельного топлива k = 1, ? = 840 кг/м3; для моторного топлива ДТ и мазута Ф5 k = 0,56, ? = 903 кг/м3; для мазута флотского Ф12, k = 0,44, ? = 918 кг/м3); Ne— эффективная мощность энергетических установок, кВт.
Если неизвестно значение ge, то ориентировочно Gс = 0,750Ne кг/ч.
Критерием для выбора типа сепаратора считается количество примесей, подлежащих удалению из топлива (рис. 5.22, б). Самоочищающиеся сепараторы с поршневыми подвижными затворами (типа РХ, СNS, МАРХ) эффективны при очистке топлив с содержанием примесей 0,03—0,40 %. При высоком содержании примесей (0,5—2 % и более) предпочтительнее сепараторы с барабанами типа «Гравитрол», т. е. с непрерывным удалением разжиженного шлама из барабана. Фирма «Альфа-Лаваль» рекомендует сепараторы типа МАРХ для дизельного топлива выбирать по специальной номограмме (рис. 5.23).
Центробежные сепараторы обеспечивают удаление примесей неорганического происхождения с размерами частиц 5 мкм и менее и органического происхождения 7 мкм и менее, а также воды (до следов). Потери горючей части топлива вместе с отсепарированной водой и с осадком при удалении не превышают 1 %, при очистке остаточных мазутов — 3 %.
Метод очистки топлив (фильтрация, сепарация, гомогенизация) оказывает влияние на износ цилиндра. Исследования фирмы «Бурмейстер и Вайн» показали, что наиболее эффективным методом очистки топлива в настоящее время является центробежное сепарирование. Для средне- и высоковязких топлив рекомендуется комплекс средств очистки: фильтры грубой очистки, центробежный сепаратор, фильтры тонкой очистки. Фильтры, удаляющие загрязнения размером до 1 мкм, на практике отсутствуют, поэтому они не могут быть равно эффективны сепараторам.
Для обеспечения удовлетворительной сепарации в обычных сепараторах плотность тяжелых топлив не должна превышать 0,99 кг/л при 15 °С. Максимальная разница в плотностях топлива и воды находится в диапазоне 80—90 °С. Вязкость топлива при сепарации должна быть 12—16 мм2/с (двухтактные дизели) и 9,5— 14 мм2/с (четырехтактные дизели). Фирма «Альфа-Лаваль» рекомендует соблюдать следующие оптимальные соотношения производительности сепаратора и температуры сепарации в зависимости от вязкости:
Конструкции сепараторов и схемы их включения. Барабан сепаратора приводится во вращение непосредственно электродвигателем через червячную передачу. Наиболее распространеннымн и эффективными являются сепараторы фирмы «Альфа-Лаваль» (рис. 5.24).
Сепаратор может работать как кларификатор (отделение твердых частиц из топлива) или как пурификатор (сепарация воды и отстоя, причем вода непрерывно удаляется из барабана). При работе в режиме пурификатора вода и очищенное топливо покидают сепаратор через свой выход. Выход более тяжелой фазы (воды) расположен на несколько большем радиусе, чем выход более легкой жидкости.
Степень достигаемой сепарации зависит от положения поверхности раздела, которая определяется диаметром гравитационной тарелки. Разделительная поверхность пурификатора должна располагаться как можно ближе к периферии барабана, однако она не должна находиться вне наружного диаметра верхней тарелки, иначе топливо будет выходить через выход воды. Для предотвращения этого барабан заполнен до края разделительной поверхности уплотняющей водой, образующей жидкостное кольцо, внутренняя сторона которого служит жидкостным затвором для топлива. При работе сепаратора в режиме кларификатора «тяжелый» выход воды с примесями должен быть заблокирован, что достигается путем установки наименьшей гравитационной тарелки. Кларификатор имеет лишь один выход (для топлива), а отстой, твердые включения и вода удаляются через отстойное отверстие при автоматической очистке.
Во время работы сепаратора поверхность раздела может сместиться к центру (при снижении плотности, вязкости, расхода топлива или при повышении температуры), что ухудшает качество сепарирования, или к периферии (при повышении плотности, вязкости и расхода топлива или при понижении температуры), что приводит к разрушению водяного затвора и поступлению топлива в водоотводящую полость. Влияние изменения вязкости, температуры и расхода на смещение поверхности раздела обусловливается изменениями перепада давления, возникающего на наборе тарелок в барабане. В связи с этим очень важно выбрать правильную гравитационную тарелку (самая большая тарелка, не вызывающая разрушения водяного затвора, будет правильной) и работать при постоянном расходе топлива с постоянной температурой сепарирования.
Для эффективной топливоочистки необходимы следующие технические изменения и мероприятия в классической системе топливопод готовки:
— совершенствование конструкции отстойных цистерн;
— оптимальный подбор пропускной способности сепаратора;
— установка автономных насосов;
— строгое регулирование температуры сепараций (в пределах 2 °С) с помощью автоматических клапанов подачи пара на подогреватель;
— оптимизация режима работы (при очистке наиболее тяжелых сортов должны работать два сепаратора).
Следует избегать дросселирования и рециркуляции топлива перед сепарацией. Вместо встроенных в сепаратор насосов фирма «Альфа-Лаваль» предлагает применять отдельные нагнетательные насосы, работающие с одинаковой производительностью, причем рекомендуются два насоса (один — рабочий, другой — резервный) при последовательной работе сепараторов. Оба насоса работают, когда сепараторы действуют параллельно. Насосы должны устанавливаться как можно ближе к месту выхода из отстойного бака, причем величина подачи топлива насосами не должна превышать максимального расхода топлива на дизель более чем на 10 %. В связи с этим необходимо предусмотреть перелив чистого топлива из расходной суточной цистерны в отстойный бак.
Наиболее простым и надежным режимом при обработке низкосортного тяжелого топлива является последовательный (пурификатор за кларификатором). Это служит также защитной мерой в случае смещения поверхности раздела в предшествующем пурификаторе, хотя с теоретических позиций параллельная работа обеспечивает большую производительность сепаратора при условии правильного положения поверхности раздела.
Частота автоматической очистки сепараторов определяется из фактического опыта по каждой установке. При обработке тяжелых топлив вязкостью от 120 до 380 мм2/с при 50 °С сепаратор следует- опорожнять после работы в течение 2—4 ч. Для мазутов вязкостью до 600 мм2/с при 50 °С максимальное время интервала между автоматическими удалениями осадка не должно превышать 1—2 ч. В суточной топливной цистерне следует предусматривать пологое дно для сбора воды и шлама и указатель уровня воды для обеспечения необходимого слива.
Самоочищающиеся сепараторы отечественного производства имеют марку СЦС-3. Ими можно сепарировать дизельное топливо, тяжелое топливо (не тяжелее мазутов марки М40), а также смазочные масла. Спецификационная производительность сепаратора 3000 л/ч при вязкости сепарируемого нефтепродукта 45 мм2/с (6° ВУ).
Дисковый барабан сепаратора приводится в движение электродвигателем переменного тока типа АМ-61 мощностью 4,8 кВт через фрикционно-центробежную муфту, обеспечивающую плавную работу сепаратора при пуске. Для подачи и отвода топлива служит двухсекционный шестеренный насос с высотой всасывания 0,06 МПа и давлением нагнетания 0,4 МПа.
Во всех центробежных сепараторах барабан вращается со скоростью 4000—9000 об/мин, что предъявляет повышенные требования к сборке барабана, эксплуатации, чистке и ремонту.
Сепараторы МАРХ-205ТGТ (типоразмеры 207, 209, 210, 213) фирмы «Альфа-Лаваль» применяются для дизелей мощностью от 4000 до 27 000 кВт при использовании топлива вязкостью 780 мм2/с при 50 °С (3500 с R1). Схема включения сепараторов (рис. 5.25) обеспечивает их последовательную (и параллельную) работу в автоматическом режиме с помощью программного оборудования опорожнения МАСЕ-25 (табл. 5.8).
Фирма «Альфа-Лаваль» рекомендует выбирать диаметр отверстий регулирующих шайб по специальным номограммам (рис. 5.26—5.28). На рис. 5.26 при плотности масла 0,96 при 15 °С и температуре сепарации 70 °С необходим диаметр шайбы 90 мм (линия I); при плотности топлива (масла) 0,87 при 25 °С и температуре сепарации 60 °С диаметр шайбы равен 114 мм (линия II). На рис. 5.27 для сепаратора МАРХ-210 при топливе с вязкостью 80 мм2/с при 50 °С производительность составляет 7000 л/ч.
|