Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Топливная система дизельного двигателя Топливоперекачивающие насосы в цистерны для судовых дизелей
Топливоперекачивающие насосы в цистерны для судовых дизелей

Для перекачки топлива на судне предусматривают не менее двух топливоперека­чивающих насосов (один должен иметь ручной привод с такой производительностью, чтобы продолжительность заполнения ци­стерны наибольшего объема составляла не более 1 ч) (табл. 5.5).

В общем случае производительность насоса, м3/ч,

где V — объем жидкости, которую необходимо перекачивать на номинальном режиме работы установки, м3; i — число одно­временно действующих насосов; ? — время, в течение которого необходимо перекачивать заданный объем, ч; К1 — коэффициент запаса производительности, равный 1,15—1,18; Gгд— расход топлива на главного двигателя, кг/ч; ? 2 = 1?2 ч; ? — плотность топлива, кг/м3.

Мощность электродвигателя насоса, кВт

где H — спецификационное давление, МПа; ? — общий КПД насоса; K2 — коэффициент запаса мощности, равный 1,1—1,5 (с увеличением мощности уменьшается).

Давление, развиваемое топливоперекачивающим насосом, принимается от 0,25 до 0,50 МПа в зависимости от условий его работы. Производительность насосов тяжелого топлива, м3/ч,         Q = 0,0035Nе гд + 14, где Nе гд — мощность главного двигателя, кВт. Коэффи­циент рабочего времени насосов колеблется в пределах 0,083— 0,167. Величина Q должна быть достаточной для перекачки су­точного расхода топлива за 1,5 ч. Как правило, производитель­ность судовых топливоподкачивающих насосов к главного двигателя не превы­шает 10—13 м3/ч.

Топливоперекачивающие и топливоподкачивающие насосы бы­вают винтовые или шестеренные (табл. 5.6).

Шестеренные насосы просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они выпу­скаются производительностью 0,2—200 м3/ч при давлении до 3,5 МПа с частотой вращения примерно 1500—3000 об/мин; КПД насосов составляет 0,5—0,7. Недостаток — пульсирующая подача, относительно высокий шум (до 100 дБ).

Винтовые насосы выпускаются производительностью до 1000 м®/ч с давлением до 25 МПа, КПД доходит до 0,85. Недоста­ток их — сложность и высокая стоимость изготовления. Совре­менные винтовые насосы делятся на три основные группы: с цик­лоидальным зацеплением, с геликоидальным зацеплением (не­герметичные) и героторные (одновинтовые) или насосы «Моно».

Топливоперекачивающие насосы типа «Моно» (рис. 5.20) приме­няют на современных ролкерах с двумя среднеоборотными дизелями.

Винтовые насосы с циклоидальным зацеплением — трехвин­товые, являются наиболее распространенными на флоте. Их достоинства: высокий КПД (до 85 %), умеренные масса и габариты, отсутствие пульсации расхода, хорошая всасывающая способ­ность, отсутствие вибрации и шума. Недостатки: повышенная чувствительность к чистоте перекачиваемого топлива, высокая стоимость. Основными поставщиками винтовых насосов с цикло­идальным зацеплением за рубежом являются фирмы IМО (Шве­ция), «Хамварти» (Англия), «Хуттуин» (Нидерланды), предприя­тия ВНР.

Винтовые геликоидальные насосы отличаются отсутствием соприкосновения между винтами с прямоугольной или трапеце­идальной нарезкой. Вращение от ведущего вала к ведомому пере­дается с помощью редуктора. Эти насосы отличаются усилен­ными протечками по длине винта при повышении давления нагне­тания до 3,5—4,0 МПа, их КПД составляет 75—80 %. Наличие редуктора увеличивает массу и габариты насоса.