Судовые двигатели

Вискозиметр типа ВИСК-21 фирмы «Евроконтроль»

Вискозиметр типа ВИСК-21 фирмы «Евро­контроль» (рис. 5.43) обеспечивает измерение вязкости жидкости или смеси жидкостей, выходной сигнал давлением 0,02—0,10 МПа; применяется на судах типа «Смоленск».

Принцип действия визкозиметра "ВИСК-21Р"

Технические характеристики пневматического вискозиметра ВИСК-21 Р («Сеффле», Швеция) следующие: диапазон измерения вязкости 18—1500 мм2/с; точность измерения ±1 % измеряемого значения; максимальное рабочее давление 10 и 6,4 МПа; макси­мальная температура среды 200 °С; максимальная температура окружающей среды 60 °С; электродвигатель: трехфазный с короткозамкнутым ротором, 0,75 кВт, 220/127 В, 380/220 В или 500/290 В, 50 или 60 Гц, 1400 об/мин. Термовыключатель: темпе­ратура срабатывания 50, 60, 70 или 80 °С, отключающие пара­метры переменного тока 3 А при 250 В. Давление воздуха питания 0,14 МПа, расход воздуха питания 2,5 л/мин, выходной сигнал 0,02—0,10 МПа. Максимальный поток через измерительную ко­робку: 14 м3/ч — при диаметре фланцевого соединения 50 мм, 36 м3/ч — при диаметре 80 мм и 126 м3/ч — при диаметре 150 мм. Установка горизонтальная при вертикальном восходящем потоке через измерительную коробку. Масса 60 кг при диаметре 50 мм, 65 кг при диаметре 80 мм, 160 кг при диаметре 150 мм.

Вискозиметр работает с измерением силы трения в потоке при помощи двух дисков — вращающегося и неподвижного чув­ствительного (см. рис. 5.43). Шайба, вращающаяся с постоян­ной скоростью, имеет радиальные пазы, у каждого из которых один край изогнут наружу. Эти края (лопатки) постоянно захватывают новую порцию жидкости с данной вязкостью и нагнетают ее в зазор между двумя шайбами. На неподвижную шайбу воздей­ствует крутящий момент, пропорциональный измеряемому зна­чению вязкости и расстоянию между шайбами. Приводной вал вращающейся шайбы установлен в двух шарикоподшипниках. Неподвижная измеряющая шайба прочно соединена с измеряю­щим валом, который также расположен в двух шарикоподшип­никах. Резиновое кольцо с двумя коническими поверхностями, установленное непосредственно позади стационарной шайбы, действует в качестве уплотне­ния между жидкостью в изме­рительной коробке и наруж­ным воздухом. Измерительный преобразователь является ры­чажной системой с откидной заслонкой, соплом и двумя сильфонами обратной связи. Измеряемый момент вызывает движение, которое передается через посредство измеритель­ного вала рычажной системе откидной заслонки. Когда из­меряемый момент (вязкость) увеличивается, заслонка при­ближается к соплу, и давление в контуре сопла растет. Уси­ленный выходной сигнал посту­пает в сильфоны обратной связи и вызывает силу, противодейст­вующую рычажной системе, которая уравновешивает изме­ряемый момент.

Вискозиметр не рекомендуется применять для измерения всего диапазона вязкости жидкости. Измерения необходимо начинать в области эксплуатационных температур, для чего датчик виско­зиметра оснащен термовыключателем, который одновременно защищает его от перегрузки.

Фильтр, предусмотренный в трубопроводе подачи воздуха, рекомендуется очищать один раз в год, а если воздух загрязнен, то чаще. Надо следить за степенью утечки измеряемой жидкости из коробки сальника, при необходимости следует со всей осто­рожностью зажать кольцо сальника. Если набивка сальника изношена настолько, что верхнее поступающее кольцо доходит до своего нижнего положения, целесообразно установить еще одно кольцо. Шарикоподшипники вращающегося вала смазывают один раз в год.

Аналогичный принцип регулирования вязкости топлива зало­жен в вискозиметрах двигателей 8RND-90 фирмы «Зульцер- Цегельски» (теплоход типа «Маршал Буденный»).

Топливо, проходящее через зазор между вращающимися ци­линдром и корпусом и оказывающее давление на поршень с наруж­ной пружиной, используется для измерения вязкости в виско­зиметре типа VM-200A (рис. 5.44).

Визкозиметр