Вискозиметр типа ВИСК-21 фирмы «Евроконтроль» (рис. 5.43) обеспечивает измерение вязкости жидкости или смеси жидкостей, выходной сигнал давлением 0,02—0,10 МПа; применяется на судах типа «Смоленск».
Технические характеристики пневматического вискозиметра ВИСК-21 Р («Сеффле», Швеция) следующие: диапазон измерения вязкости 18—1500 мм2/с; точность измерения ±1 % измеряемого значения; максимальное рабочее давление 10 и 6,4 МПа; максимальная температура среды 200 °С; максимальная температура окружающей среды 60 °С; электродвигатель: трехфазный с короткозамкнутым ротором, 0,75 кВт, 220/127 В, 380/220 В или 500/290 В, 50 или 60 Гц, 1400 об/мин. Термовыключатель: температура срабатывания 50, 60, 70 или 80 °С, отключающие параметры переменного тока 3 А при 250 В. Давление воздуха питания 0,14 МПа, расход воздуха питания 2,5 л/мин, выходной сигнал 0,02—0,10 МПа. Максимальный поток через измерительную коробку: 14 м3/ч — при диаметре фланцевого соединения 50 мм, 36 м3/ч — при диаметре 80 мм и 126 м3/ч — при диаметре 150 мм. Установка горизонтальная при вертикальном восходящем потоке через измерительную коробку. Масса 60 кг при диаметре 50 мм, 65 кг при диаметре 80 мм, 160 кг при диаметре 150 мм.
Вискозиметр работает с измерением силы трения в потоке при помощи двух дисков — вращающегося и неподвижного чувствительного (см. рис. 5.43). Шайба, вращающаяся с постоянной скоростью, имеет радиальные пазы, у каждого из которых один край изогнут наружу. Эти края (лопатки) постоянно захватывают новую порцию жидкости с данной вязкостью и нагнетают ее в зазор между двумя шайбами. На неподвижную шайбу воздействует крутящий момент, пропорциональный измеряемому значению вязкости и расстоянию между шайбами. Приводной вал вращающейся шайбы установлен в двух шарикоподшипниках. Неподвижная измеряющая шайба прочно соединена с измеряющим валом, который также расположен в двух шарикоподшипниках. Резиновое кольцо с двумя коническими поверхностями, установленное непосредственно позади стационарной шайбы, действует в качестве уплотнения между жидкостью в измерительной коробке и наружным воздухом. Измерительный преобразователь является рычажной системой с откидной заслонкой, соплом и двумя сильфонами обратной связи. Измеряемый момент вызывает движение, которое передается через посредство измерительного вала рычажной системе откидной заслонки. Когда измеряемый момент (вязкость) увеличивается, заслонка приближается к соплу, и давление в контуре сопла растет. Усиленный выходной сигнал поступает в сильфоны обратной связи и вызывает силу, противодействующую рычажной системе, которая уравновешивает измеряемый момент.
Вискозиметр не рекомендуется применять для измерения всего диапазона вязкости жидкости. Измерения необходимо начинать в области эксплуатационных температур, для чего датчик вискозиметра оснащен термовыключателем, который одновременно защищает его от перегрузки.
Фильтр, предусмотренный в трубопроводе подачи воздуха, рекомендуется очищать один раз в год, а если воздух загрязнен, то чаще. Надо следить за степенью утечки измеряемой жидкости из коробки сальника, при необходимости следует со всей осторожностью зажать кольцо сальника. Если набивка сальника изношена настолько, что верхнее поступающее кольцо доходит до своего нижнего положения, целесообразно установить еще одно кольцо. Шарикоподшипники вращающегося вала смазывают один раз в год.
Аналогичный принцип регулирования вязкости топлива заложен в вискозиметрах двигателей 8RND-90 фирмы «Зульцер- Цегельски» (теплоход типа «Маршал Буденный»).
Топливо, проходящее через зазор между вращающимися цилиндром и корпусом и оказывающее давление на поршень с наружной пружиной, используется для измерения вязкости в вискозиметре типа VM-200A (рис. 5.44).
|