Главное меню

Судовые двигатели

Топливные цистерны для судовых дизелей

Топливо на судне хранится в корпус­ных цистернах, примыкающих к наружной обшивке. Эти цистерны могут быть днищевыми, бортовыми и поперечными. Поперечные цистерны называются диптанками. Объем отстойных топливных цистерн можно относить к объему цистерн запаса. Нельзя разме­щать весь запас топлива только в днищевых цистернах двойного дна, так как днищевая часть обшивки корпуса судна в наибольшей степени подвержена повреждениям, в связи с чем часть запаса топлива в количестве не менее суточного расхода должна разме­щаться в цистернах вне двойного дна.

Цистерны запаса топлива включают: наполнительные и при­емные трубы с арматурой, воздушно-переливные трубы, устройства для измерения уровня топлива, устройства для обогрева, горловины и внутренние трапы для доступа людей в цистерны.

Наполнительные трубы располагают в верхней части цистерн, чтобы топливо стекало по стенкам, не вызывая вспенивания. Приемные трубы доходят до нижней части цистерн, чтобы остатки топлива в цистерне при выкачке были минимальными. На ниж­них концах приемных труб устанавливают съемные сетки. Во мно­гих случаях предусматривают использование приемных труб для наполнения цистерн. На каждой наполнительной или приемной трубе устанавливают разобщительный клапан снаружи цистерны.

Воздушная труба цистерны тяжелого топлива

Воздушные трубы цистерн запаса топлива (рис. 5.17) обычно выполняют роль переливных труб, сечение которых должно ис­ключать прессование цистерн при их наполнении. (При наполне­нии гравитационным способом суммарная площадь сечения долж­на быть не менее площади сечения напол­нительной трубы, а при заполнении на­сосами не менее 1,25 площади сечения наполнительной трубы.) Выходные концы воздушных труб обычно выполняют в виде колена с обращенным вниз или сбоку отверстием. На них устанавливают пламепрерыватели и автоматически дейст­вующие запорные устройства поплавко­вого типа, предупреждающие попадание забортной воды в цистерны.

Объем расходных цистерн тяжелого топлива составляет 65—70 % суточного расхода топлива, расходных цистерн ди­зельного топлива — 20—25 % суточного расхода главного двигателя и дизель-генератора, цистерн отходов се­парации — 5—10 % суточного расхода топлива, цистерн сбора утечек — 3—5 % общего суточного расхода топлива. От­ходы сепарации сжигаются либо во ВК, либо в инсинераторе.

Цистерны предварительного отстоя должны быть хорошо изолированы с ис­пользованием двух или трех комплектов паровых нагревательных элементов с фланцевыми подсоедине­ниями для обеспечения быстрого достижения температуры 70— 80°. В машинном отделении рекомендуется иметь две отстойные цистерны или одну цистерну с двумя отсеками с размерами каждого отсека, обеспечивающими нагрев и осаждение топлива минимум в тече­ние 24 ч (без внешних помех).

Система дистанционного измерения уровня в цистернах фирмы «Контрам Танклевел» (Финляндия) основана на том, что если в трубку, находящуюся в цистерне, подается небольшое количе­ство воздуха, то давление в трубке поднимается до значения, равного гидростатическому давлению жидкости в нижней оконеч­ности трубки. Избыточный воздух медленно удаляется из жидкости в виде пузырьков. Гидростатическое давление определяется произведением плотности жидкости на высоту столба от уровня поверхности жидкости до нижней оконечности трубки (рис. 5.18). Во время измерения количество воздуха, подаваемого в измерительную трубку, поддерживается постоянным при помощи регу­лятора расхода во избежание влияния колебаний уровня жидко­сти на точность измерения.

Схема измерения уровня в цистернах

Поплавковый клапан располагают непосредственно на цистерне или во всяком случае выше максимального уровня жидкости между трубкой-датчиком и сигнальной трубкой. Он предназна­чен для предотвращения попадания жидкости из цистерны в сиг­нальную трубку в случае прекращения подачи воздуха по какой либо причине и превыше­ния уровня жидкости в цистерне или в перелив­ной трубке. Технические характеристики системы измерения уровня: диа­пазон измерения давления 0,01—0,25 МПа, точность измерения ±1 % полной шкалы, длина шкалы 260 мм, максимальное дав­ление подаваемого воздуха 0,35 МПа, расход воз­духа 12 л/ч, вибрация не влияет в диапазоне 0— 50 Гц, температура окру­жающей среды от —20 до +55 °С.

Дистанционный измеритель уровня

Измеритель уровня ти­па С-150 МС/MR фирмы «Аукситрол» (рис. 5.19) позволяет измерять уро­вень в жидкостях (смазоч­ном масле, топливе, мор­ской или пресной воде и др.) разных физических характеристик и даже в таких очень вязких продуктах, как битум. Аппарат выполнен в виде двух частей: А — механизм указателя Ст050МС или МR и В — модулятор расхода Ст100М (колпачок измерительный). Воз­дух должен быть очищен от воды и масла, при необходимости устанавливаются фильтр и сепаратор.

Обогрев топливных цистерн осуществляется с помощью па­ровых или водяных змеевиков; все чаще применяют местный обо­грев методом размыва (горячеструйный обогрев) — циркуляция топлива по замкнутому контуру через мощный подогреватель (ПТК-20В или ПТ К-10В). Змеевики обогрева выполняют обычно из стальных труб и размещают в нижней части цистерн. Давле­ние греющего пара 0,4—0,5 МПа (но не более 0,7 МПа). При положительных температурах застывания топлива необходимо преду­сматривать плоские змеевики по всему днищу цистерн, при отри­цательных можно ограничиваться устройством змеевиков местного подогрева в районе расположения приемных труб. Обогрев ци­стерн методом горячего размыва дает возможность значительно уменьшить количество обогревающих змеевиков в цистернах.

Бункеровка обычно осуществляется не судовыми средствами. Топливоперекачивающие насосы обеспечивают только перекачку топлива с судна на другие объекты или служат в случае необходимости для выравнивания крена и дифферента. Станции приема топлива располагают на верхней палубе с обоих бортов, причем «на крупнотоннажных судах выделяются специальные помещения (см. рис. 5.11).

Прием топлива на судно производят через фильтр грубой очистки (во многих случаях переносной). Объем цистерн перелива топлива определяется интенсивностью приемки топлива (не менее 10 % расчетной) и производительностью топливоперекачи­вающего насоса (не менее 10-минутной). Переливная цистерна, как правило, снабжается автоматической сигнализацией, которая должна срабатывать при заполнении ее более чем на 75 %. Ин­тенсивность приемки: 100 м3/ч при емкости топливных цистерн до 600 м3, 250 м3/ч при емкости 600—1200 м3, 400 м3/ч при емкости более 1200 м3.