Главное меню

Двухдвигательный привод

Некоторые крановые механизмы, например, механизмы подъ­ема, могут снабжаться так называемым двухдвнгательным при­водом, состоящим из двух электродвигателей, соединенных между собой жесткой муфтой. Таким образом, привод меха­низма осуществляется в данном случае не одним электродвига­телем мощностью Р, а двумя, каждый из которых имеет мощность P/2.

Применение двухдвигательного привода дает существенные преимущества. В частности, установка двух электродвигателей вместо одного позволяет снизить маховый момент привода, в результате уменьшается не только время пуска, но и снижаются пусковые потери. При работе крана с нагрузкой, равной полови­не нормальной и меньше, может использоваться только один электродвигатель, второй отключается. Благодаря этому к. п. д. привода при небольших нагрузках повышается, а надежность действия установки увеличивается. Необходимость в двухдвигательных приводах может возникнуть из-за отсутствия элек­тродвигателей требуемой мощности, из-за конструктивных со­ображений, а также из-за стремления получить некоторые дополнительные возможности в отношении регулирования ско­рости.

Однако двухдвигательный привод не лишен и некоторых не­достатков. Он более сложен по конструкции и обслуживанию, занимает большую площадь, стоимость его гораздо больше, чем однодвигательного привода такой же мощности. Особенно труд­но подобрать электродвигатели для двухдвигательного привода, которые должны иметь не только одинаковые номинальные дан­ные, но и одинаковые механические характеристики. Если же характеристики электродвигателей отличаются друг от друга, то при их совместной работе на один вал нагрузка между ними будет распределяться неравномерно. Из диаграммы, приведен­ной на рис. 55, а, видно, что электродвигатель, обладающий более жесткой характеристикой, при совместной работе будет пере­гружаться за счет недогрузки электродвигателя с более мягкой характеристикой. Разность нагрузок тем значительней, чем на больший угол сдвинуты характеристики электродвигателей.

Характеристики двухдвигательного привода

Применение двухдвигательного привода на механизмах подъема позволяет получить довольно благоприятные характе­ристики при тормозном спуске грузов, если один из электродвигателей включается иа время спуска груза в направлении подъема, а второй — в направлении спуска. На диаграмме, при­веденной на рис. 55,б, характеристика электродвигателя, вклю­ченного на подъем, обозначена цифрой 1, а характеристика вто­рого электродвигателя, включенного на спуск, — цифрой 2. Результирующая характеристика 3 проходит через точки, ордина­ты которых равны алгебраической сумме ординат обеих харак­теристик. Очевидно, что для рассматриваемого случая прямо­линейных характеристик результирующая представляет собой прямую линию, проходящую через точки а и б. Объясняется это тем, что для характеристики 1 при скорости +n0 момент равен нулю и, следовательно, результирующий момент равен отрезку + п0б. Аналогично этому для характеристики 2 при скорости — п0 момент также равен нулю и, значит, момент на результирующей характеристике равен отрезку —п0а. Если имеется воз­можность изменять сопротивления роторных цепей, то можно получить семейство характеристик, которые позволяют, в част­ности, опускать тяжелые грузы с малой скоростью.

Пуск электродвигателя и регулирование скорости, при двухдвигательном приводе производятся обычно так же, как и при однодвигательном. При этом асинхронные электродвигатели и электродвигатели постоянного тока снабжаются двойным комп­лектом пускорегулирующих сопротивлений и так называемыми дуплексными контроллерами, которые дают возможность без существенных изменений в схеме при соответствующем сниже­нии общей нагрузки перейти на работу с одним электродвигате­лем в случае необходимости осмотра или ремонта другого.