В схемах управления современными электроприводами все большее применение получают электромашинные усилители с поперечным и продольным полем.
Особенно часто в современных электроприводах подъемно-транспортных машин используются электромашинные усилители (ЭМУ) с поперечным полем (амплидины), представляющие собой специальные генераторы постоянного тока с несколькими обмотками возбуждения и двумя комплектами щеток.
Схема ЭМУ с поперечным полем приведена на. рис. 58. В пазах якоря, набранном из отдельных, изолированных друг от друга листов высококачественной электротехнической стали, располагается обычная петлевая или волновая обмотка, которая своими выводами подключается к пластинам коллектора. По поверхности коллектора при работе ЭМУ скользят поперечные Щ1 и продольные Щ2 щетки. Первые соединены между собой накоротко, а вторые присоединяются к нагрузке, роль которой может выполнять электродвигатель, обмотка возбуждения генератора или электродвигателя, а в некоторых случаях и обмотка возбуждения возбудителя. Полюса амплидина набираются также из отдельных листов электротехнической стали. На полюсах размещают несколько обмоток возбуждения, чаще называемые в данном случае обмотками управления.
Принцип действия ЭМУ с поперечным полем состоит в следующем. Если его якорь привести во вращение каким-либо посторонним двигателем и подать постоянный ток в обмотку управления ОУ, то протекающий по этой обмотке ток I1 намагнитит полюса и создаст продольный магнитный поток Ф1, пронизывающий якорь. В обмотке якоря, вращающегося в поле этого потока, возникнет, как и в обычном генераторе, э.д. с. Е2, которую можно снять с поперечных щеток Щ1. Однако в усилителе эти щетки замкнуты накоротко. Поэтому по якорю протекает большой ток, создающий сильный поток реакции якоря Ф2. Под влиянием этого потока возникает э. д. с. Е3, которую снимают с продольных щеток Щ2. Если подключить внешнюю нагрузку R непосредственно к щеткам Щ2, то Е3 создаст в цепи ток I3 во много раз больший, чем ток возбуждения I1, подаваемый на вход усилителя. Ток I3, протекая по обмотке якоря, вызывает поток продольной реакции якоря Ф3, направленный навстречу потоку Ф1 Чтобы избежать размагничивания машины, на полюсах размещают компенсационную обмотку КО, поток которой направлен навстречу потоку Ф3 и нейтрализует его влияние.
Ценность усилителя с поперечным полем состоит в том, что он значительно усиливает мощность, поступающую на обмотку управления. Входная мощность Р1 = U1I1 сначала увеличивается до величины P2 = E2I2, а затем до величины Р3=U3I3, которая и подается на нагрузку R.
Отношение выходной мощности Р3 к мощности на входе Р1 называется коэффициентом усиления. У современных ЭМУ с поперечным полем коэффициент усиления достигает величины порядка 10000 и может быть значительно выше, тогда как у обычных генераторов он составляет 20—30. Нетрудно понять, что это создает весьма благоприятные возможности в схемах управления электроприводами. Действительно, применив ЭМУ с поперечным полем в системе Г—Д в качестве возбудителя генератора, можно, регулируя незначительный ток I1 в обмотке управления ОУ, изменять ео много раз больший ток I3, который будет протекать через обмотку возбуждения мощного генератора. Это в конечном счете будет приводить к изменению скорости мощного исполнительного электродвигателя.
Данный способ регулирования скорости электродвигателя в системе Г—Д удобен тем, что процесс изменения скорости протекает здесь значительно быстрее, чем в системе Г—Д без электромашинного усилителя, так как обмотки последнего обладают меньшей индуктивностью по сравнению с обычным возбудителем генератора, и, следовательно, электромагнитная инерционность системы с ЭМУ значительно меньше. В системе Г—Д с ЭМУ нетрудно осуществить также дистанционное управление, так как управляющие сигналы, подаваемые на вход ЭМУ, весьма малы, и источник постоянного тока с малогабаритным регулировочным реостатом можно вывести в любое место. При этом потери энергии на регулирование весьма незначительны.
Большим преимуществом ЭМУ является возможность широкого использования автоматики в процессах управления и защиты электропривода. Наличие нескольких, не связанных друг с другом управляющих обмоток позволяет включать их в различные цепи управления и тем самым широко вводить автоматику в схему управления электроприводами.
Рассмотрим принципиальную схему так называемой квадратичной системы Г—Д с ЭМУ в качестве возбудителя генератора (рис. 59). Усилитель У снабжен тремя обмотками управления, причем обмотка ОУ разбита на две секции, включенные так, что создают магнитные потоки, всегда направленные навстречу друг другу. Следовательно, система работает вхолостую в том случае, если движок регулировочного реостата РР находится в среднем положении. Действительно, если приводной двигатель ПД приведен во вращение, но токи в обмотках ОУ1 и ОУ2 одинаковы, то ЭМУ возбужден не будет, соответственно возбуждаться не будет генератор Г и исполнительный двигатель ИД работать не будет. Однако достаточно сдвинуть движок реостата с нейтрального положения, как ток в одной из обмоток управления усилителя, а во второй уменьшится. Это приведет к появлению тока в обмотке возбуждения генератора и исполнительный двигатель придет во вращение. Усиливая или уменьшая ток в той или другой обмотке управления с помощью реостата РР, можно производить таким образом пуск исполнительного электродвигателя, регулирование его скорости, реверс и остановку.
Обмотка ОН, называемая обратной связью по напряжению, подключена через добавочное сопротивление Rд к щеткам генератора Г. Она служит для ускорения процессов разгона и торможения исполнительного двигателя ИД. Магнитный поток, создаваемый обмоткой ОН, всегда направлен навстречу потоку работающей обмотки управления ОУ1 или ОУ2. Следовательно, в установившемся режиме работы исполнительного электродвигателя на усилитель действует разность большего потока управляющей обмотки и меньшего потока обмотки напряжения. При разгоне электродвигателя величина потока управляющей обмотки такая же, как и в установившемся режиме, а поток обмотки напряжения возрастает постепенно по мере увеличения напряжения на щетках генератора, которое не может подняться мгновенно до номинального значения вследствие электромагнитной инерции, обусловленной большой индуктивностью обмоток возбуждения системы. Поэтому при пуске электропривода напряжение усилителя оказывается больше, чем в установившемся режиме. В результате очень быстро увеличивается напряжение генератора, что приводит к ускоренному пуску исполнительного электродвигателя.
Во время торможения обмотка ОН способствует быстрому размагничиванию усилителя, так как в этом случае ее поток спадает медленнее потока управляющей обмотки.
Токовая обмотка ТО обеспечивает обратную связь по току. Она подключена к шунту Rш в цепи главного тока, т. е. создаваемый ею магнитный поток пропорционален току главной цепи системы. Обмотка ТО всегда размещается на полюсах усилителя так, что ее магнитный поток направлен навстречу потоку работающей обмотки управления. При нормальных токах главной цепи размагничивающее действие токовой обмотки обычно невелико. Если же произойдет перегрузка перегрузка исполнительного электродвигателя и ток в главной цепи начнет возрастать, магнитный поток обмотки ТО увеличивается, в результате чего усилитель размагничивается и соответственно снижается ток в главной цепи.
К настоящему времени разработано большое количество схем с ЭМУ. В электроприводах подъемно-транспортных машин особенно широко используются схемы, позволяющие получить весьма жесткие механические характеристики, а также схемы, позволяющие получить так называемую экскаваторную механическую характеристику (рис. 60), при работе на которой скорость электропривода по мере увеличения нагрузки до определенного предела уменьшается мало, а затем резко снижается до нуля, т. е. экскаваторная характеристика обеспечивает ограничение тока и момента исполнительного электродвигателя определенными значениями.
В некоторых схемах электромашинные усилители используются непосредственно для питания исполнительных электродвигателей. Обычно эти схемы используются в электроприводах сравнительно небольшой мощности, которые по условиям эксплуатации должны иметь жесткие механические характеристики, позволяющие регулировать скорость в больших пределах.
|