Выражение (22) показывает, что в процессе пуска в ход электродвигателя величина тока в обмотке якоря изменяется. В начале пуска, когда п = 0, противо э. д. с. обмотки якоря E = сnФ = 0. Следовательно, пусковой ток электродвигателя
т. е. он ограничивается лишь весьма небольшим сопротивлением якоря и может превышать номинальный ток электродвигателя в десятки раз. В дальнейшем, по мере разгона электродвигателя, его противо э. д. с. возрастает, а ток в обмотке якоря снижается.
Значительный толчок тока в начале пуска, с точки зрения нагрева, не опасен для электродвигателя, так как пуск протекает довольно быстро и перегреться обмотка якоря не успевает. Однако наличие вращающегося токосъемного устройства— коллектора заставляет принимать особые меры для ограничения величины пускового тока. Большие толчки пускового тока могут вызывать серьезные нарушения нормальной коммутации (например, недопустимое искрение на коллекторе). Кроме того, большие толчки тока в сети неблагоприятно отражаются на работе других электродвигателей, в особенности, осветительных приборов, включенных в ту же сеть. Имеются также и механические причины, заставляющие ограничивать пусковые
токи электродвигателей. Это связано с тем, что повышенные пусковые токи приводят к пропорциональному повышению пусковых моментов, которые могут вызвать в механизме большие инерционные усилия, опасные для деталей передач. Для ограничения пусковых токов обычно в цепь якоря включают последовательно пусковой реостат. Путем подбора соответствующего сопротивления пускового реостата можно снизить пусковой ток, а следовательно, и пусковой момент до любой требуемой величины, так как при наличии дополнительного сопротивления R в цепи якоря пусковой ток электродвигателя
Пусковой реостат имеет несколько ступеней, что обеспечивает более плавный пуск электродвигателя. В начале пуска в цепь якоря включается весь пусковой реостат, а в дальнейшем, по мере разгона электродвигателя, отдельные ступени реостата отключаются (шунтируются) вручную или автоматически. Пуск электродвигателя заканчивается, когда весь пусковой реостат отключен (замкнуты контакты 1У, 2У, 3У на рис. 10).
Расчет пускового реостата может быть произведен графоаналитическим способом. Для этого необходимо иметь номинальные данные электродвигателя и выбирать пределы изменения тока или момента при пуске. Обычно принимают:
где Мс— момент сопротивления ,при пуске.
Имея номинальные данные электродвигателя, нетрудно построить его естественную механическую или скоростную характеристики по двум точкам с координатами (0, п0) и (Mн, nн). Величина п0 может быть вычислена по формуле (34). Далее расчет пускового реостата производится в следующем порядке:
1. На пусковой диаграмме (рис. 11) вычерчивают в определенном масштабе естественную характеристику электродвигателя а и на оси абсцисс откладывают Мmin и Мmах.
2. Если число ступеней пускового реостата не задано, то приступают к построению пусковых характеристик. При этом имеют в виду, что в первоначальный момент пуска, когда в цепь якоря включен весь пусковой реостат, пусковой момент электродвигателя равен Мmах, т. е. пуск электродвигателя начинается с точки 1. Следовательно, первая пусковая характеристика проходит через точки 1 и п0 (характеристика d). Таким образом, электродвигатель начинает разгоняться по характеристике d. В точке 2, когда развиваемый электродвигателем вращающий момент станет равным Mmin должна отключаться первая ступень пускового реостата. При этом ток якоря, а значит, и вращающий момент электродвигателя увеличивается до величины Мmах и электродвигатель переходит на работу по второй пусковой характеристике с, проходящей через точки 3 и п0. Дальнейший разгон электродвигателя происходит по этой характеристике до точки 4. Здесь должна быть выключена вторая ступень реостата, и электродвигатель перейдет на работу по характеристике b.
Дальнейшее построение пусковой диаграммы производится до тех пор, пока с последним переключением реостата электродвигатель не перейдет на работу по естественной характеристике а. Разгон электродвигателя прекратится в точке 8, когда развиваемый двигателем момент станет равным моменту сопротивления Мс.
Если число ступеней пускового реостата заранее задано или выбрано, исходя из требуемой плавности пуска, то построение пусковой диаграммы производится таким же способом. При этом может оказаться, что при выключении последней ступени реостата электродвигатель переходит на работу по естественной характеристике в точке, не лежащей на вертикали Мmax. В таком случае следует несколько изменить значения Mmax и Mmin и построить новую пусковую диаграмму, в которой бы полностью соблюдались выбранные пределы изменения вращающего момента при пуске.
3. Когда пусковая диаграмма построена, нетрудно рассчитать общее сопротивление пускового реостата и отдельных его ступеней, так как отрезок 1—7 пропорционален общему сопротивлению реостата, а отрезки 1—3, 3—5 и 5—7 пропорциональны соответственно сопротивлениям первой, второй и третьей ступеней. Это можно доказать следующим образом. Очевидно, что естественной характеристике а соответствует сопротивление Rя, а характеристике b —сопротивление Rя + R3, где R3 —сопротивление третьей ступени реостата. При некоторой заданной силе тока, например Imах, числа оборотов электродвигателя на этих характеристиках будут п7=(1—7) и n5= (1—5). Используя выражения (25), (27) и (33), можно составить следующие отношения:
Таким образом, отрезок (7—9) в масштабе равен величине сопротивления якоря, а отрезок (5—7) — величине сопротивления третьей ступени реостата. Аналогично отрезок (3—5) равен величине сопротивления второй ступени, а отрезок (1—3) —величине сопротивления первой ступени. Очевидно, что масштаб сопротивлений
В ряде случаев дополнительно к рассмотренным выше пусковым сопротивлениям в первый момент пуска включают еще так называемую предварительную ступень, которая снижает пусковой момент электродвигателя до величины, меньшей момента сопротивления (характеристика е на рис. 11). Предварительная ступень служит для устранения люфтов, слабины канатов и цепей, наличие которых может приводить к большим динамическим ударам при пуске.
Следует иметь в виду, что пусковые реостаты рассчитаны на кратковременный режим работы, поэтому находиться под током длительное время они не могут. Если же имеется необходимость в регулировании скорости изменением сопротивления в цепи якоря, необходимо использовать либо специальный реостат, либо пусковой реостат, рассчитанный соответствующим образом на нагрев.
Пуск электродвигателя с помощью реостата является весьма неэкономичным, поскольку при этом в реостате и в якоре имеют место большие потери энергии, пропорциональные квадрату пускового тока. Однако данный способ пуска является наиболее простым и удобным и применяется очень часто.
|