Электродвигателю постоянного тока со смешанным возбуждением (компаундному электродвигателю) до некоторой степени присущи свойства рассмотренных выше электродвигателей с параллельным и последовательным возбуждением.
Данный электродвигатель снабжается двумя обмотками возбуждения: последовательной и параллельной.
Принципиальная схема такого электродвигателя приведена на рис. 31, где последовательная обмотка обозначена СОВ, а параллельная— ШОВ. Обычно на клеммных коробках электродвигателей обозначают: выводы от последовательной обмотки С1 и С2, выводы от параллельной обмотки — Ш1 и Ш2, а выводы от обмотки якоря — Я1 и Я2. На схемах же указанные обмотки могут обозначаться по-разному: СОВ и ШОВ, С1—С2 и Ш1—Ш2.
Последовательная и параллельная обмотки возбуждения могут включаться двояким образом. В одних случаях они включаются так, чтобы создаваемые ими ампер-витки, а следовательно, и магнитные потоки складывались. Такое включение обмоток принято называть согласным. Очевидно, что при согласном включении результирующий магнитный поток электродвигателя
В других случаях обмотки возбуждения включаются в цепь таким образом, чтобы создаваемые ими ампер-витки (и магнитные потоки) были направлены навстречу друг другу. Такое включение обмоток называют встречным. При встречном включении результирующий магнитный поток электродвигателя
Встречное включение обмоток возбуждения применяется лишь в машинах специального назначения. В обычных же крановых электродвигателях со смешанным возбуждением обмотки всегда включены согласно, поэтому при дальнейшем изложении материала будем предполагать, что ампер-витки обеих обмоток (и магнитные потоки) складываются, т. е. обмотки включены согласно и для электродвигателя справедливо равенство (69).
Наличие двух обмоток возбуждения позволяет конструировать и изготавливать электродвигатели с различными свойствами и характеристиками. При естественной схеме включения характеристики рассматриваемого электродвигателя жестче, чем у электродвигателей с последовательным возбуждением, и мягче, чем у электродвигателей с параллельным возбуждением. Однако в зависимости от соотношения ампер-витков, создаваемых параллельной и последовательной обмотками, характеристики электродвигателя по своему характеру приближаются либо к характеристикам электродвигателя с последовательным возбуждением, либо с параллельным.
Для подъемно-транспортных машин выпускаются электродвигатели, в которых при полной нагрузке половина ампер-витков возбуждения создается параллельной обмоткой, а половина — последовательной.
В случае изменения нагрузки магнитный поток электродвигателя со смешанным возбуждением не остается постоянным, так как ампер-витки, создаваемые последовательной обмоткой, определяются током якоря. Зависимость результирующего магнитного потока от тока якоря приведена на рис. 32, а, который показывает, что каждому значению тока якоря соответствует определенный магнитный поток и, следовательно, вращающий момент М = кФIя при изменении нагрузки меняется не только за счет изменения тока якоря, но и за счет магнитного потока возбуждения. Зависимость М = f (Iя) для электродвигателя со смешанным возбуждением показана на рис. 32, б.
|