К современным транспортным двигателям с наддувом предъявляют требование возможности работы в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов, чтобы наряду с высокой форсировкой номинального режима обеспечивались повышенные значения крутящего момента на малых и средних скоростных режимах при удовлетворительном удельном расходе топлива.
Выполнение такой задачи связано с рядом трудностей. Действительно, путем коррекции цикловой подачи топлива при работе по внешней характеристике можно создать со стороны топливоподачи условия, необходимые для получения желаемого коэффициента приспособляемости. Однако реализация этих условий возможна только в том случае, когда на всех рассматриваемых режимах цикловая подача топлива будет обеспечена соответствующей цикловой подачей воздуха. Следовательно, кроме приспособляемости к названным условиям работы топливоподающей аппаратуры, необходимо еще приспособить и систему наддува.
Обычно турбокомпрессор подбирают так, чтобы на заданном (расчетном) режиме работы двигатель имел наилучшие мощностные и экономические показатели. Отклонение от такого расчетного режима приводит к рассогласованию гидравлической характеристики двигателя и пропускной способности турбины и компрессора, к снижению их КПД.
В связи с этим на нерасчетных режимах снижается давление наддува, появляется неполнота сгорания топлива и, следовательно, снижается мощность (рис. 47, а) и увеличивается расход топлива (рис. 47, б).
Для улучшения работы комбинированного двигателя в этих условиях наиболее целесообразно применение регулируемых турбины (см. рис. 36) и компрессора (см. рис. 35).
Путем воздействия на их органы управления можно перенастроить турбокомпрессор в соответствии с изменяющимися режимами работы двигателя и, таким образом, существенно улучшить условия их совместной работы. При верно подобранных автоматических регуляторах регулируемый наддув может обеспечить работу двигателя в соответствии с характеристиками 1 (см. рис. 47). Эти характеристики строятся в виде огибающих, проходящих через экстремальные значения мощности и расхода топлива. Такие экстремумы можно получить при соответствующей настройке турбокомпрессора на эти режимы. Положения лопаток соплового аппарата и диффузора в регулируемом турбокомпрессоре должны устанавливаться автоматически в зависимости от режима работы двигателя таким образом, чтобы последний развивал необходимый крутящий момент, компрессор работал устойчиво, а рабочие параметры (температура отработавших газов, давление сгорания, частота вращения ротора турбокомпрессора, удельный расход топлива) оставались в пределах заданных ограничений.
Каждому режиму работы двигателя соответствует определенный диапазон возможных положений лопаток соплового аппарата турбины при условии, что всякому из этих положений соответствует свой диапазон положений лопаток диффузора компрессора, в пределах которого выполняются все приведенные граничные условия совместной работы двигателя и турбокомпрессора.
Следовательно, каждому режиму работы двигателя соответствует некоторый диапазон сочетаний положений названных выше лопаток, при которых система работает удовлетворительно. Такие диапазоны сочетаний положений лопаток соплового аппарата турбины и диффузора компрессора и представляют собой возможные зоны регулирования турбокомпрессора. Эти зоны можно представить графиком (рис. 48). Так, для определения зоны регулирования турбокомпрессора при смене скоростного режима двигателя необходимо выбрать постоянную нагрузку (например, постоянное значение крутящего момента двигателя) и диапазон изменения относительной угловой скорости, например от 1 до 0,5. Затем для определенных нагрузочного (выбран постоянным) и скоростного режимов двигателя (например, ? = 0,75) находят соответствующее положение соплового аппарата турбины hтА и, следовательно, точку А на рис. 48.
Возможные положения hк лопаток диффузора компрессора, соответствующие положению hтА лопаток соплового аппарата турбины, находят путем поворота лопаток диффузора в сторону открытия до границы помпажа (точка A2), а затем в сторону закрытия до предельно возможной температуры Тт отработавших газов (точка А1). Следовательно,
?hкА = hкА2 – hкА1
есть возможный диапазон перемещения лопаток диффузора для выбранного положения hтА лопаток соплового аппарата турбины.
Затем выбирают еще несколько положений соплового аппарата (для тех же нагрузочного и скоростного режимов двигателя) вблизи от точки А, например, положения hтВ и hтС (на рис. 48 точки В и С условно расположены на наклонной прямой для большей наглядности изображения зоны регулирования лопаток диффузора). Для каждого из вновь установленных положений соплового аппарата (например, hтВ) по той же методике определяют возможные положения лопаток диффузора, ограниченные точками В1 и В2, и, следовательно, возможный диапазон перемещений этих лопаток ?hкВ. По графику видно, что ?hкВ < ?hкA. Чем больше отклоняется координата hт, от hтА, тем меньше диапазон ?hк.
Аналогичные построения проводят и для других скоростных режимов при выбранной нагрузке (например, при ? = 1,0 и ? = 0,5). Зоны промежуточных положений лопаток можно ориентировочно найти путем соединения прямыми линиями крайних точек, соответствующих средним точкам диапазона соплового аппарата (штрихпунктирные и штриховые линии на рис. 48).
Конечно, нет необходимости использовать все эти возможные сочетания положений лопаток для одного и того же режима работы двигателя. Для большей надежности работы системы обычно выбирают примерно средние значения в пределах зон каждого режима и этим достигают определенной связи положений hк и hт регулируемых лопаток с режимом работы двигателя.
Зависимость зон регулирования от конкретных свойств двигателя и турбокомпрессора не позволяет разработать универсальную систему регулирования, пригодную для всех двигателей. В связи с этим иногда используют методы регулирования, устраняющие лишь часть недостатков, свойственных двигателям с нерегулируемым наддувом при работе на нерасчетных режимах.
С этой целью применяют различные способы регулирования наддува: дросселирование воздуха при подаче его к нагнетателю; дросселирование газа при поступлении его к турбине; перепуск части сжатого воздуха на вход в нагнетатель; выпуск части газа перед турбиной; применение поворотных лопаток на входе в компрессор; использование регулируемого лопаточного диффузора компрессора; применение регулируемого соплового аппарата турбины; использование турбокомпрессора с поворотным сопловым аппаратом турбины и поворотным лопаточным диффузором компрессора.
Первые пять способов регулирования наддува используют в тех случаях, когда необходимо простыми конструктивными средствами улучшить снабжение двигателя воздухом на малых скоростных режимах и не допустить излишней подачи воздуха на режимах, близких к номинальному.
Наиболее эффективными способами регулирования наддува являются последние три. Для реализации этих способов (в особенности последнего) применяют управление лопатками соплового аппарата турбины и диффузора компрессора в зависимости от скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя; регулирование коэффициента избытка воздуха; регулирование давления наддува рк с корректировкой по положению рейки топливного насоса и др.
Наличие системы автоматического регулирования или управления наддувом двигателя существенно расширяет возможные режимы его работы и улучшает коэффициент приспособляемости. Однако применение регулируемого наддува усложняет конструкцию двигателя, повышает его первоначальную стоимость, обусловливает дополнительные требования к обслуживанию. Поэтому необходимость применения автоматического регулирования наддува всегда должна выявляться путем сопоставления параметров двигателя, которые можно получить при нерегулируемом и регулируемом наддуве. Использовать регулируемый наддув следует лишь в тех случаях, когда другие средства (подбор системы воздухоснабжения, настройка турбокомпрессора на промежуточные скоростные режимы и т. п.) не дают желаемого результата.
|