Требуемая точность поддержания заданной частоты вращения коленчатого вала различна в зависимости от назначения двигателя, однако всегда ограничена определенными условиями.
В связи с тем, что во многих случаях двигатель не в состоянии обеспечить заданную точность поддержания скоростного режима, на двигателе устанавливают автоматический регулятор частоты вращения коленчатого вала. Таким образом, двигатель становится объектом автоматического регулирования частоты вращения. Качество работы системы автоматического регулирования частоты вращения, представляющей собой совокупность объекта и регулятора, взаимодействующих в процессе работы, зависит от свойств как регулятора, так и регулируемого объекта.
В связи с этим изучение динамических свойств двигателя как регулируемого объекта имеет большое значение.
Одним из методов решения этой задачи является составление дифференциального уравнения двигателя с последующим его решением.
Функциональная схема двигателя с автономным газотурбинным наддувом (см. рис. 20) показывает, что составными элементами двигателя являются:
собственно двигатель, динамические свойства которого характеризуются уравнением (47) с собственным оператором (46);
топливоподающая аппаратура, цикловая подача топлива которой определяется уравнением (107);
турбокомпрессор, переходные процессы которого описываются уравнением (70) с собственным оператором (71);
впускной коллектор, переходные процессы которого описываются уравнением (86);
выпускной коллектор, переходные процессы которого описываются уравнением (101).
Все эти элементы в процессе работы взаимодействуют один с другим, поэтому динамические свойства двигателя в целом должны характеризоваться совокупностью (системой) уравнений всех названных элементов:
Большинство комбинированных двигателей даже транспортного типа в настоящее время оборудовано нерегулируемыми турбокомпрессорами. В связи с этим далее для простоты рассуждений примем ?т = ?к = 0; тогда система уравнений комбинированного дизеля с автономным нерегулируемым газотурбинным наддувом (см. рис. 18) будет иметь вид
Взаимосвязи координат элементов показаны на структурной схеме комбинированного дизеля с автономным нерегулируемым газотурбинным наддувом (рис. 45, а), составляемой на основе структурных схем его элементов (см. рис. 33, а, 38, б, 40, б и 42, б, 44). Для получения дифференциального уравнения комбинированного двигателя необходимо решить совместно систему уравнений (112).
При этом прежде всего следует выбрать параметр, изменение которого по времени должно быть исследовано.
При изучении свойств двигателя как регулируемого объекта по частоте вращения в качестве такого параметра выбирают безразмерное изменение угловой скорости ? коленчатого вала двигателя.
Совместное решение системы уравнений (112) в этом случае можно найти в форме
?·? = ?? (113)
где ? — главный определитель системы; ?? — присоединенный определитель системы.
Если желательно изучить в переходном процессе изменение любого другого параметра двигателя, необходимо заменить лишь присоединенный определитель. Например, изменение по времени давления наддува описывается уравнением
?·? = ??
и т. д.
Для составления главного и присоединенного определителей системе уравнений (112) целесообразно придать вид
Главный и присоединенный определители в этом случае будут
После раскрытия определителей с учетом развернутых выражений собственных операторов (46) и (71) найдем
Подстановка их в уравнение (113) приводит к линейному неоднородному дифференциальному уравнению второго порядка
и оператор воздействия по изменению нагрузки (настройки потребителя)
После деления всех членов уравнения (116) на собственный оператор (117) передаточные функции по перемещению рейки топливного насоса
И по изменению нагрузки (настройки потребителя)
С учетом выражений (120) и (121) уравнения (116) можно придать вид
удобный для построения структурной схемы (рис. 45, б). По схеме на рис. 45, а можно найти место каждого элемента, составляющего двигатель, а по схеме на рис. 45, б определить свойства комбинированного двигателя в целом.
|