Главное меню

Якорь генератора двигателя СМД

Якорь генератора 3 (дет. Г214-3701200А, рис. 119) подлежит ремонту при следующих неисправностях:

1) износ посадочных поверхностей под подшипники: 7 и 10 на 0,1 мм на диаметр и более;

2) износ или повреждение резьбы;

3) износ шпоночной канавки до ширины 3,02 мм и более;

4) износ и замыкание пластин коллектора 1;

5) межвитковое замыкание обмотки, а также замы­кание проводов обмотки на массу.

Повреждения обмоток якоря определяют при помощи индукционного прибора для проверки якорей (ППЯ).

Для проверки обмотки якоря на обрыв необходимо:

1) уложить якорь на призму трансформатора, а пе­реключатель прибора установить в положение «якорь ге­нератора» (малый ток);

2) соединить щупы проводов для проверки коллекто­ра с двумя соседними пластинами коллектора, обеспечив надежный контакт. При этом правый переключатель должен стоять в положении «контроль коллектора»;

3) повернуть рукоятку реостата так, чтобы прибор показывал наличие тока в цепи;

4) не отодвигая руки со щупами и не снимая щупы с коллектора, вращать якорь в любую сторону. Если при этом стрелка прибора на некоторых пластинках не от­клоняется, в проверяемой секции имеется обрыв.

Проверку секции обмотки якоря на короткое замыка­ние осуществляют в такой последовательности:

1) якорь укладывают на призму трансформатора, а переключатель прибора устанавливают в положение «якорь генератора» (малый ток);

2) якорь медленно вращают на призме одной рукой. Стальной пластинкой, зажатой в другой руке, слегка ка­саются поверхности якоря.

При наличии в какой-нибудь секции короткого замы­кания стальная пластина над этой секцией будет вибри­ровать.

Короткозамкнутую секцию можно обнаружить и дру­гим способом — при помощи миллиамперметра. Для это­го необходимо:

1)установить щупы для проверки коллектора на две соседние пластины (ламели) коллектора (таким же спо­собом, как и при проверке якоря на обрыв);

2) установить рукояткой реостата стрелку миллиам­перметра в положение, удобное для отсчета показаний (10—15 делений);

3) не отнимая и не перемещая щупы, медленно пово­рачивать якорь, наблюдая за показаниями прибора на каждой паре ламелей коллектора. Показания миллиам­перметра при этом должны быть одни и те женили иметь разницу на половину или на одно деление шкалы. Сле­дует проверить таким образом весь коллектор. Большие отклонения показаний миллиамперметра (в сторону уменьшения) свидетельствуют о межвитковом замыка­нии в секции, присоединенной к данным ламелям.

Для проверки замыкания обмотки якоря на массу необходимо:

1) уложить якорь на призму трансформатора и пере­вести переключатель в положение «контроль изоляции»;

2) замкнув наконечники провода, убедиться в нали­чии тока в цепи: контрольная лампочка прибора должна загораться;

3) соединить один наконечник провода с валом или сердечником якоря, а другой — поочередно с каждой из ламелей коллектора.

Если обмотки якоря на массу не замкнуты, контроль­ная лампочка не загорится. Если лампочка загорится, обмотка замыкается на массу.

Якорь генератора выбраковывают при ослаблении посадки ламелей в коллекторе, а также при износе по­верхности коллектора более 5 мм на диаметр.

Восстановление посадочных поверхностей под под­шипники. Места посадки шариковых подшипников на валу якоря восстанавливают хромированием или вибро­дуговой наплавкой. Хромирование применяют при вели­чине износа посадочной поверхности до 0,1 мм на диа­метр, а вибродуговую наплавку — при величине износа более 0,1 мм.

Хромирование. Перед хромированием с вала спрессовывают коллектор с железом, а шейки вала шлифуют на круглошлифовальном станке 312М или на токарном станке с суппортно-шлифовальным приспособлением до полного удаления следов износа. После изоляции мест, не подлежащих хромированию, обезжиривания и дека­пирования, изношенные валы завешивают в ванну для хромирования.

Рекомендуемый состав электролита: хромовый ангидрид — 250 г/л; серная кислота плот­ностью 1,83—2,5 г/л. Температура хромирования 50— 55±1°. Плотность тока 20 а/дм2. Наращивают слой хрома на 0,1—0,15 мм больше номинального диаметра изношенной шейки.

После извлечения из ванны деталь промывают в дистиллированной воде (которую используют для доливки в электролит ванны), затем в холодной проточной и в горячей воде. Сушат детали в сухих опилках. После сня­тия изоляции восстановленные хромированием шейки шлифуют до номинального размера (?17±0,006 мм и ?15±0,006 мм).

Наплавка. При восстановлении посадочных мест под подшипники вибродуговой наплавкой изношенные по­верхности предварительно шлифуют на глубину 0,5 мм на диаметр. Технологический процесс наплавки и меха­нической обработки аналогичен ранее описанному (см. восстановление валика водяного насоса).

Наплавленные поверхности шлифуют до номиналь­ных размеров (? 17±0,006 мм и ? 15±0,006 мм). Фаски и наплывы с торцов поверхностей посадочных мест сни­мают на станке шлифовальным бруском зернистостью 40—25 вручную. Чистота поверхностей после шлифова­ния должна соответствовать 8-му классу. Овальность и конусность посадочных мест под подшипники допуска­ются не более 0,02 мм. Взаимное биение поверхностей под передний и задний подшипники не должно быть бо­лее 0,02 мм.

Восстановление резьбы. Изношенную или поврежден­ную резьбу восстанавливают вибродуговой наплавкой без подачи жидкости. Резьбу наплавляют электродом 1,6—1,8 мм из пружинной проволоки II-го класса из ста­ли У7, У8 или стали 65, стали 70 до диаметра, равного номинальному диаметру резьбы, плюс 3,5 мм.

Наплавленную поверхность обрабатывают на токар­ном станке резцом с пластинкой из твердого сплава Т5К10 до диаметра 11,94-0.12мм, подрезают наплывы с торцовой поверхности заподлицо с основным металлом и снимают фаску 1?45°. Режим наплавки и механичес­кой обработки аналогичен ранее изложенному (см. вос­становление валика водяного насоса). Нарезают резьбу плашкой М12?1,25.

Восстановление шпоночной канавки. При небольших износах (до ширины менее 3,2 мм) шпоночную канавку необходимо зачистить и изготовить шпонку увеличенно­го размера. Шпоночную канавку с износом по ширине более 3,2 мм заваривают электродом Э50А (ГОСТ 9467—60) диаметром 2 мм.

Наплавленную поверхность зачищают на обдирочно-точильном станке. Фрезеруют новую шпоночную канавку на горизонтально-фрезерном станке 6Н82. Валик уста­навливают в центры делительной головки и задней баб­ки и фрезеруют канавку дисковой фрезой диаметром 13 мм, соответственно показанной на рис. 120, б.

Размеры шпоночного паза

После фрезерования шпоночного паза необходимо удалить заусеницы плоским личным напильником и при­тупить острые кромки. Смещение шпоночного паза отно­сительно диаметральной плоскости допускается не более 0,08 мм; перекос шпоночного паза не должен быть более 0,03 мм на его длине.

При износе шпоночной канавки по ширине в преде­лах 3,02—3,20 мм стенки шпоночной канавки зачищают трехгранным шабером или плоским личным напильни­ком. Боковые поверхности шпоночной канавки должны быть чистыми и параллельными друг другу и оси ва­лика.

Шпонку увеличенного размера изготавливают из стали 45. Шпонка должна быть установлена в паз вали­ка с натягом 0,02—0,03 мм. При установке на валик увеличенной шпонки необходимо подогнать по шпонке шпоночный паз в ступице шкива.

Ремонт коллектора и сердечника якоря. Незначитель­ные задиры на сердечнике якоря зачищают напильни­ком.

Пластины сердечника не должны качаться на валу якоря, а должны быть плотно спрессованы. Наружный диаметр якоря 64,8-0.006 мм. Число пазов в якоре—18. Биение коллектора допускается не более 0,06 мм. Номи­нальный диаметр коллектора 40+0.5 мм. Число коллек­торных пластин — 36.

При незначительном обгорании коллектор зачищают стеклянной шкуркой зернистостью 5—4. Якорь генерато­ра для этого устанавливают в центрах токарного станка. При значительном износе коллектора его обтачивают до полного удаления следов износа, но не более 5 мм на диаметр. Обтачивают коллектор на токарном станке или на станке ГАРО модели 2155 для проточки коллекторов и фрезерования миканита.

Обтачивать коллектор рекомендуется подрезным рез­цом с пластинкой из твердого сплава ВК-3 или ВК-8.

Окружная скорость обработки должна быть 250— 400 м/мин, а величина подачи 0,05—0,07 мм/об. После обточки коллектор следует отполировать мелкой стек­лянной шкуркой зернистостью 4—3.

Режущие кромки резца должны иметь следующую геометрию: передний угол — 5°, задний — 6—8°, главный угол в плане—70—90°, вспомогательный угол в плане 12—15°, радиус при вершине—1 мм. Режущие кромки резца должны быть тщательно отполированы абразив­ным бруском зернистостью 4.

После обточки коллектора углубляют изоляцию меж­ду ламелями на глубину 0,8 мм. Удаляют миканит при помощи фрезы на станке модели 2155 или специальной ножовкой. Толщина фрезы или ножовки должна состав­лять 0,8 ширины паза между ламелями. Углублять изо­ляцию следует та«, чтобы не задевать медь ламелей. После углубления изоляции между ламелями коллектор шлифуют стеклянной шкуркой зернистостью 4—3.

Биение наружной поверхности коллектора относи­тельно шеек подшипников не должно превышать 0,03 мм.

Биение поверхности сердечника якоря относительно посадочных мест под подшипники допускается не более 0,08 мм.

Схема намотки якоря генератора Г-214А

Ремонт обмотки. Поврежденную обмотку якоря уда­ляют и заменяют новой, которая должна соответствовать нижеприведенным данным и схеме намотки (рис. 121). Характеристика катушки якоря:

Оголение концов секции допускается не менее 10 мм от крайней пластины пакета якоря.

Восстановленный якорь генератора проверяют на индукционном приборе аналогично рассмотренной выше технологии.

Собранный генератор при испытании должен соот­ветствовать характеристике, приведенной в табл. 46.