Якорь генератора 3 (дет. Г214-3701200А, рис. 119) подлежит ремонту при следующих неисправностях:
1) износ посадочных поверхностей под подшипники: 7 и 10 на 0,1 мм на диаметр и более;
2) износ или повреждение резьбы;
3) износ шпоночной канавки до ширины 3,02 мм и более;
4) износ и замыкание пластин коллектора 1;
5) межвитковое замыкание обмотки, а также замыкание проводов обмотки на массу.
Повреждения обмоток якоря определяют при помощи индукционного прибора для проверки якорей (ППЯ).
Для проверки обмотки якоря на обрыв необходимо:
1) уложить якорь на призму трансформатора, а переключатель прибора установить в положение «якорь генератора» (малый ток);
2) соединить щупы проводов для проверки коллектора с двумя соседними пластинами коллектора, обеспечив надежный контакт. При этом правый переключатель должен стоять в положении «контроль коллектора»;
3) повернуть рукоятку реостата так, чтобы прибор показывал наличие тока в цепи;
4) не отодвигая руки со щупами и не снимая щупы с коллектора, вращать якорь в любую сторону. Если при этом стрелка прибора на некоторых пластинках не отклоняется, в проверяемой секции имеется обрыв.
Проверку секции обмотки якоря на короткое замыкание осуществляют в такой последовательности:
1) якорь укладывают на призму трансформатора, а переключатель прибора устанавливают в положение «якорь генератора» (малый ток);
2) якорь медленно вращают на призме одной рукой. Стальной пластинкой, зажатой в другой руке, слегка касаются поверхности якоря.
При наличии в какой-нибудь секции короткого замыкания стальная пластина над этой секцией будет вибрировать.
Короткозамкнутую секцию можно обнаружить и другим способом — при помощи миллиамперметра. Для этого необходимо:
1)установить щупы для проверки коллектора на две соседние пластины (ламели) коллектора (таким же способом, как и при проверке якоря на обрыв);
2) установить рукояткой реостата стрелку миллиамперметра в положение, удобное для отсчета показаний (10—15 делений);
3) не отнимая и не перемещая щупы, медленно поворачивать якорь, наблюдая за показаниями прибора на каждой паре ламелей коллектора. Показания миллиамперметра при этом должны быть одни и те женили иметь разницу на половину или на одно деление шкалы. Следует проверить таким образом весь коллектор. Большие отклонения показаний миллиамперметра (в сторону уменьшения) свидетельствуют о межвитковом замыкании в секции, присоединенной к данным ламелям.
Для проверки замыкания обмотки якоря на массу необходимо:
1) уложить якорь на призму трансформатора и перевести переключатель в положение «контроль изоляции»;
2) замкнув наконечники провода, убедиться в наличии тока в цепи: контрольная лампочка прибора должна загораться;
3) соединить один наконечник провода с валом или сердечником якоря, а другой — поочередно с каждой из ламелей коллектора.
Если обмотки якоря на массу не замкнуты, контрольная лампочка не загорится. Если лампочка загорится, обмотка замыкается на массу.
Якорь генератора выбраковывают при ослаблении посадки ламелей в коллекторе, а также при износе поверхности коллектора более 5 мм на диаметр.
Восстановление посадочных поверхностей под подшипники. Места посадки шариковых подшипников на валу якоря восстанавливают хромированием или вибродуговой наплавкой. Хромирование применяют при величине износа посадочной поверхности до 0,1 мм на диаметр, а вибродуговую наплавку — при величине износа более 0,1 мм.
Хромирование. Перед хромированием с вала спрессовывают коллектор с железом, а шейки вала шлифуют на круглошлифовальном станке 312М или на токарном станке с суппортно-шлифовальным приспособлением до полного удаления следов износа. После изоляции мест, не подлежащих хромированию, обезжиривания и декапирования, изношенные валы завешивают в ванну для хромирования.
Рекомендуемый состав электролита: хромовый ангидрид — 250 г/л; серная кислота плотностью 1,83—2,5 г/л. Температура хромирования 50— 55±1°. Плотность тока 20 а/дм2. Наращивают слой хрома на 0,1—0,15 мм больше номинального диаметра изношенной шейки.
После извлечения из ванны деталь промывают в дистиллированной воде (которую используют для доливки в электролит ванны), затем в холодной проточной и в горячей воде. Сушат детали в сухих опилках. После снятия изоляции восстановленные хромированием шейки шлифуют до номинального размера (?17±0,006 мм и ?15±0,006 мм).
Наплавка. При восстановлении посадочных мест под подшипники вибродуговой наплавкой изношенные поверхности предварительно шлифуют на глубину 0,5 мм на диаметр. Технологический процесс наплавки и механической обработки аналогичен ранее описанному (см. восстановление валика водяного насоса).
Наплавленные поверхности шлифуют до номинальных размеров (? 17±0,006 мм и ? 15±0,006 мм). Фаски и наплывы с торцов поверхностей посадочных мест снимают на станке шлифовальным бруском зернистостью 40—25 вручную. Чистота поверхностей после шлифования должна соответствовать 8-му классу. Овальность и конусность посадочных мест под подшипники допускаются не более 0,02 мм. Взаимное биение поверхностей под передний и задний подшипники не должно быть более 0,02 мм.
Восстановление резьбы. Изношенную или поврежденную резьбу восстанавливают вибродуговой наплавкой без подачи жидкости. Резьбу наплавляют электродом 1,6—1,8 мм из пружинной проволоки II-го класса из стали У7, У8 или стали 65, стали 70 до диаметра, равного номинальному диаметру резьбы, плюс 3,5 мм.
Наплавленную поверхность обрабатывают на токарном станке резцом с пластинкой из твердого сплава Т5К10 до диаметра 11,94-0.12мм, подрезают наплывы с торцовой поверхности заподлицо с основным металлом и снимают фаску 1?45°. Режим наплавки и механической обработки аналогичен ранее изложенному (см. восстановление валика водяного насоса). Нарезают резьбу плашкой М12?1,25.
Восстановление шпоночной канавки. При небольших износах (до ширины менее 3,2 мм) шпоночную канавку необходимо зачистить и изготовить шпонку увеличенного размера. Шпоночную канавку с износом по ширине более 3,2 мм заваривают электродом Э50А (ГОСТ 9467—60) диаметром 2 мм.
Наплавленную поверхность зачищают на обдирочно-точильном станке. Фрезеруют новую шпоночную канавку на горизонтально-фрезерном станке 6Н82. Валик устанавливают в центры делительной головки и задней бабки и фрезеруют канавку дисковой фрезой диаметром 13 мм, соответственно показанной на рис. 120, б.
После фрезерования шпоночного паза необходимо удалить заусеницы плоским личным напильником и притупить острые кромки. Смещение шпоночного паза относительно диаметральной плоскости допускается не более 0,08 мм; перекос шпоночного паза не должен быть более 0,03 мм на его длине.
При износе шпоночной канавки по ширине в пределах 3,02—3,20 мм стенки шпоночной канавки зачищают трехгранным шабером или плоским личным напильником. Боковые поверхности шпоночной канавки должны быть чистыми и параллельными друг другу и оси валика.
Шпонку увеличенного размера изготавливают из стали 45. Шпонка должна быть установлена в паз валика с натягом 0,02—0,03 мм. При установке на валик увеличенной шпонки необходимо подогнать по шпонке шпоночный паз в ступице шкива.
Ремонт коллектора и сердечника якоря. Незначительные задиры на сердечнике якоря зачищают напильником.
Пластины сердечника не должны качаться на валу якоря, а должны быть плотно спрессованы. Наружный диаметр якоря 64,8-0.006 мм. Число пазов в якоре—18. Биение коллектора допускается не более 0,06 мм. Номинальный диаметр коллектора 40+0.5 мм. Число коллекторных пластин — 36.
При незначительном обгорании коллектор зачищают стеклянной шкуркой зернистостью 5—4. Якорь генератора для этого устанавливают в центрах токарного станка. При значительном износе коллектора его обтачивают до полного удаления следов износа, но не более 5 мм на диаметр. Обтачивают коллектор на токарном станке или на станке ГАРО модели 2155 для проточки коллекторов и фрезерования миканита.
Обтачивать коллектор рекомендуется подрезным резцом с пластинкой из твердого сплава ВК-3 или ВК-8.
Окружная скорость обработки должна быть 250— 400 м/мин, а величина подачи 0,05—0,07 мм/об. После обточки коллектор следует отполировать мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 4—3.
Режущие кромки резца должны иметь следующую геометрию: передний угол — 5°, задний — 6—8°, главный угол в плане—70—90°, вспомогательный угол в плане 12—15°, радиус при вершине—1 мм. Режущие кромки резца должны быть тщательно отполированы абразивным бруском зернистостью 4.
После обточки коллектора углубляют изоляцию между ламелями на глубину 0,8 мм. Удаляют миканит при помощи фрезы на станке модели 2155 или специальной ножовкой. Толщина фрезы или ножовки должна составлять 0,8 ширины паза между ламелями. Углублять изоляцию следует та«, чтобы не задевать медь ламелей. После углубления изоляции между ламелями коллектор шлифуют стеклянной шкуркой зернистостью 4—3.
Биение наружной поверхности коллектора относительно шеек подшипников не должно превышать 0,03 мм.
Биение поверхности сердечника якоря относительно посадочных мест под подшипники допускается не более 0,08 мм.
Ремонт обмотки. Поврежденную обмотку якоря удаляют и заменяют новой, которая должна соответствовать нижеприведенным данным и схеме намотки (рис. 121). Характеристика катушки якоря:
Оголение концов секции допускается не менее 10 мм от крайней пластины пакета якоря.
Восстановленный якорь генератора проверяют на индукционном приборе аналогично рассмотренной выше технологии.
Собранный генератор при испытании должен соответствовать характеристике, приведенной в табл. 46.
|