Пользуясь расчетными формулами выбора электродвигателей, следует иметь в виду, что они справедливы для нормальных условий эксплуатации: при температуре окружающей среды до 40 °С и высоте над уровнем моря до 1000 м. Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, определяющих допустимую нагрузку крановых двигателей в предельных условиях эксплуатации. Точный учет влияния повышенной температуры окружающей среды с помощью аналитических зависимостей весьма сложен. Заводом «Динамо» рекомендуется в качестве приближенного решения учитывать температуру окружающего воздуха, увеличивая мощность выбираемого двигателя на 1 % при превышении температуры на 1°. Так, на кранах металлургических предприятий, где рабочая температура может достигнуть 60 °С, мощность двигателя следует увеличить на 20 %. Для вентилируемых машин необходим учет условий высокогорья. В соответствии с опытом эксплуатации необходимо снижать мощность двигателя на 10 % на каждые 1000 м увеличения высоты над уровнем моря.
Факторы, ограничивающие предельные нагрузки двигателей, связаны с их механическими, перегрузочными и тепловыми свойствами, характеризуемыми критическим моментом для двигателей переменного тока и условиями коммутации для двигателей постоянного тока, непосредственно учитываются при проверке двигателей на обеспечение пускового режима и, при необходимости, анализе тормозных режимов.
Более сложным является вопрос влияния кратковременных перегрузок на перегрев машин. Кратковременные перегрузки, незначительно сказываясь на эквивалентной нагрузке, в то же время резко повышают перегрев обмоток. Это связано с тем, что, с одной стороны, при нагрузках, близких к максимальным, потери в меди возрастают в степени большей квадратичной, а с другой стороны — ухудшается теплоотдача от обмотки к стали сердечника при выделении большого количества тепла. Поэтому если, например, при номинальной нагрузке температура статора и ротора асинхронных машин повышается со скоростью 0,2° в секунду, что соответствует колебаниям температуры около 30 °С в течение стандартного десятиминутного испытательного цикла, то при нагрузке, равной 0,8 максимальной, скорость повышения температуры обмоток увеличивается в 30 раз. Указанные обстоятельства могут иметь особо существенные значения в пусковых режимах. При больших маховых моментах механизмов (СDобщ2 > 20СDдв2) для перегрева обмоток могут быть достаточны два — четыре пуска, следующие один за другим при эквивалентной нагрузке в цикле, не превышающей допустимую. Учитывая перечисленные факторы, не следует в 1,7 раза превышать номинальный момент асинхронных двигателей и в 2 раза номинальный вращающий момент двигателей постоянного тока (при ?ном = 0,4), при этом максимальный пиковый момент должен быть не более 2,5Мном для асинхронных двигателей и 3Мном для двигателей постоянного тока.
|