Судовые двигатели

Индикаторы нагрузки и момента дизеля

Неравномерность нагрузки дизеля, по цилиндрам контролируется индикатором неравно­мерности нагрузки дизеля по цилиндрам по температуре выпуск­ных газов ИНН-1 (рис. 4.39). Датчиками Д1—Дi измеряется тем­пература выпускных газов от каждого цилиндра. Стрелочный индикатор Ni может, подключаться переключателем П1 к любому каналу. С помощью масштабных усилителей МУ1—МУi и сум­матора СМ формируется сигнал, пропорциональный среднему значению температуры и измеряемый стрелочным индикатором Ni.

Структурная схема индикатора неравномерности нагрузки ИНН-1

Дифференциальные усилители ДУ1—ДУi формируют сигналы пропорциональные разности между средней температурой и тем­пературой каждого отдельного цилиндра. Эти сигналы изме­ряются с помощью стрелочного индикатора N2 через П2. Кроме того, они поступают на пороговые устройства ПУ1—ПУi с регу­лируемым порогом срабатывания. Если указанная разность больше заранее установленного предела, пороговое устройство включает световую (номер цилиндра — № 1, № 2) и звуковую сигнализацию СЛ. В качестве датчиков можно использовать термометры сопротивления или термопары.

Техническая характеристика ИНН-1: количество каналов измерения 5—9, диапазон контролируемых температур — до 500 °С, настройка уставки U0 срабатывания до предельной сред­ней температуры 250—500 °С, уставка срабатывания каналов раз­ности температур —от ±5 до ±50 °С, габариты прибора 450 ?300?300 мм, масса 8 кг, максимальная погрешность измерения и контроля — ±5 °С, питание от судовой сети напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Визуальный контроль за работой дизеля по его ограничитель­ной характеристике осуществляет прибор ИОН-Т. В случае перегрузки дизеля на 3—5 % срабатывает пороговое, устройство и включается световая (или звуковая) сигнализация. Особенность прибора — возможность работы его совместно с любыми датчи­ками момента (магнитоупругими, импульсными, по рейке топлив­ных насосов и т. д.) и частоты вращения при условии, что в но­минальном режиме они обеспечивают выходной сигнал не менее 3—5 В постоянного или переменного тока и имеют линейную характеристику

Измерение и индикацию в цифровом виде крутящего момента на гребном валу, частоты его вращения и мощности производит импульсный измеритель крутящего момента ИИМ. В качестве датчика в приборе используется два диска с прорезями (по 72 шт.), установленные на гребном валу на расстоянии 1—2 м друг от друга. Диски располагаются между осветителями и фотодатчиками таким образом, что при вращении вала фотодатчики будут формиро­вать короткие импульсные сигналы с частотой, пропорциональ­ной частоте вращения вала. Кроме того, сигналы от двух дат­чиков будут сдвинуты во времени на величину, пропорциональную углу закручивания вала, т. е. крутящему моменту. Эта информа­ция поступает в центральный блок прибора, где обрабатывается с помощью цифрового вычислительного устройства и представ­ляется на табло. Переработка информации производится без преобразований типа аналог—код и обратно, как во всех подоб­ных приборах такого типа. Поэтому погрешность измерения очень мала (0,1 % — при измерении частоты вращения вала, 0,5— 0,7 % — при измерении крутящего момента).