Регуляторы типа VG фирмы «Вудвард» (США) широко распространены на дизелях транспортного флота (преимущественно модели UG и реже РG).
Каждая из моделей бывает нескольких вариантов, различающихся
работоспособностью, способом задания скоростного режима и остаточной неравномерностью, а также устройствами для ограничения нагрузки, останова, защиты и др.
Регуляторы UG40TL применяют на малооборотным дизелем. Марка регулятора расшифровывается так: U — универсальный; G — регулятор; 40 — работоспособность регулятора в фунто-футах (~ 55,0 Дж), ТL — ограничение нагрузки. Регулятор UG-40ТL является автономным всережимным непрямого действия с гидравлическим сервомотором и масляным насосом, встроенным в общий корпус. Измеритель скорости — механический, центробежного типа, приводится в движение от распределительного вала дизеля. Обратные связи (жесткая и изодромная) могут настраиваться. Рабочее давление масла 1,7 МПа, максимальная частота вращения коленчатого вала 1000 об/мин. Регулятор унифицированный, содержит механизмы: программного ограничения подачи топлива в функции задания скоростного режима, а также давления наддувочного воздуха; ограничения задания минимального скоростного режима; дистанционного останова через регулятор с помощью соленоида; останова через входной вал регулятора (через механизм задания скоростного режима).
Регулятор 1ВРН-400 (СССР) (рис. 4.41) унифицированный, непрямого действия высокой работоспособности (~40 Дж), полноценно заменяет регуляторы UG-40 фирмы «Вудвард», применяется для судовых дизелей 6ЧН 40/46 (6РС2-5) (эти дизели эксплуатируются с 1981 г. в составе двухмашинных агрегатов ДРА 6800/145-2ВГОМ4 на морских судах).
Технические характеристики: максимальная работоспособность 58,8 Дж; номинальная работоспособность 39,2 Дж; номинальная частота вращения приводного вала 1000 об/мин; пределы изменения частоты вращения 30—105 %; пределы изменения наклона регуляторной характеристики 0—6 %; масла, применяемые в регуляторе, — МС20, МК22 (ГОСТ 21743—76) или SAE40 и SАЕ50. Регулятор гидромеханический с центробежным измерителем скорости, оборудованным пружинно-гидравлическим демпфером. На регуляторе размещены указатели нагрузки, установленной частоты вращения, уровня масла (рис. 4.42).
Регулятор типа PGA фирмы «Вудвард» имеет гидравлическую обратную связь и пневматическую (индекс А) установку регулируемой частоты вращения. Он устанавливает частоту вращения дизеля путем изменения степени наполнения ТНВД. Регулятор типа PGA (рис. 4.43) состоит из следующих основных элементов: масляного насоса, двух баков для масла под давлением и одного клапана для поддержания постоянного давления масла; механизма для измерения частоты вращения с распределительным золотником, управляющим потоком масла к рабочему цилиндру и от него; рабочего цилиндра — серводвигателя, управляющего работой ТНВД (рабочий цилиндр выпускается простого действия — со встроенной возвратной пружиной, и двойного действия — с дифференциальным поршнем); системы обратной связи для стабилизации системы регулирования; устройства для пневматической перестановки частоты вращения с целью облегчения дистанционного регулирования частоты вращения.
Точное соответствие между частотой вращения и давлением управляющего воздуха является важным условием для одинакового распределения нагрузки между двумя главного двигателя, работающими на один винт. При отсутствии давления управляющего воздуха частота вращения может быть изменена непосредственно при помощи встроенной рукоятки.
Технические характеристики регулятора PGA: работоспособность 17 Дж (с вращающимся выходным валом); ход поршня регулятора 25,4 мм (при вале с возвратно-поступательным движением) и 30° (при вращающемся выходном вале); давление управляющего воздуха — 0,02 МПа (минимальное) и 0,7 МПа (максимальное); частота вращения 250—1000 об/мин; соотношение между максимальной и минимальной частотами вращения 5 : 1. В регуляторе используется то же масло, что и для смазки главного двигателя (вязкость масла должна быть в пределах 70—100 сСт при 20 °С). Поглощаемая регулятором мощность составляет 0,37 кВт при рабочем давлении масла 0,7МПа. Масса регулятора 50—60 кг.
С помощью установки дополнительных устройств регулятор может выполнять вторичные функции: ограничение нагрузки при пуске, ограничение нагрузки по давлению наддувочного воздуха и по частоте вращения вала дизеля (рис. 4.44), регулирование нагрузки, временный допуск при перегрузке, выключение главного двигателя при отказе важных устройств, указание нагрузки и т. д.
В регуляторах типа PGA, в которых поршень перестановки частоты вращения коленчатого вала управляется гидравлически, можно применять выключающий электромагнит. Он позволяет производить ручное или автоматическое дистанционное выключение дизеля. Выключающее устройство состоит из магнита и невозвратного клапана, расположенного в гидравлической части устройства для перестановки частоты вращения между распределительным золотником и цилиндром перестановки частоты вращения.
Распределительный золотник регулирования нагрузки дизеля предназначен для изменения шага разворота лопастей винта регулируемого шага в зависимости от каждого заданного значения частоты вращения, т. е. поддерживает постоянную нагрузку дизеля при каждом новом значении частоты вращения. Для обеспечения параллельной работы главного двигателя в регуляторах PGA применяется пневматическая система выравнивания нагрузки. На шток золотника чувствительного элемента каждого регулятора воздействует пневматический сервомотор. Нижняя полость всех сервомоторов находится под одинаковым давлением воздуха, выходящего из датчика ведущего дизеля. У ведомых дизелей верхние полости сервомоторов подвергаются давлению воздуха, выходящего из пневматических датчиков этих дизелей. У ведущего дизеля обе полости пневматического сервомотора испытывают одинаковое давление, пропорциональное давлению воздуха на выходе его из датчика. При неравномерном распределении нагрузок на дизели силовые поршни регуляторов у ведомых дизелей займут разное положение по отношению к ведущему дизелю. Сервомоторы ведомых регуляторов будут воздействовать на золотники чувствительных элементов своих регуляторов до тех пор, пока силовые поршни регуляторов не займут положение, одинаковое с положением силового поршня ведущего дизеля.
Электронные регуляторы находят все более широкое применение на судах. Задача электронного управления — снизить токсичность и дымность выпускных газов, а также оптимизировать подачу топлива на каждом режиме работы, включая переходные, и тем самым уменьшить общий расход топлива. Механические регуляторы усовершенствованы до предела и должны быть со временем заменены электронными.
Электронным регулятором изменяют цикловую подачу и начало подачи топлива. Основное преимущество электронного управления — наличие запоминающего устройства, в котором накапливается информация по оптимизированным одно- или многомерным программам (полям характеристик), а также результаты экспериментальных исследований взаимосвязи расходов топлива и токсичности газов на различных режимах работы, теплонапряженности деталей и узлов дизеля.
Структурная схема системы включает датчики, блок обработки сигналов датчиков, запоминающие устройства, микропроцессор, усилители и управляющие органы. В запоминающих устройствах заложены две программы:1) характеристики начала подачи топлива в функции частоты вращения вала и нагрузки дизеля; 2) характеристики максимального количества впрыскиваемого топлива в функции частоты вращения и атмосферного давления.
Одним из первых универсальных регуляторов, установленных на морском судне, был электронный регулятор типа 540-01 фирмы «Дженерал Электрик». С его помощью осуществляют всережимное регулирование параметров. Входное напряжение постоянного тока от чувствительных элементов датчиков изменяется в пределах 1—5 В, ток на выходе — в диапазоне 10—50 мА при величине сопротивления (нагрузки) 600 Ом. Исполнительные механизмы — кремниевые регулируемые выпрямители управляют работой электродвигателей регулирующих органов. В схеме автоматического регулятора предусмотрены корректирующие устройства в виде жесткой и гибкой обратных связей.
Переменные сопротивления регулятора дают возможность плавно изменять степень неравномерности регулирования, время изодрома и величину воздействия по интегралу в зависимости от требуемых динамических и Статических качеств системы автоматического регулирования. В контуре регулирования частоты вращения коленчатого вала главного двигателя применяется индукционный датчик импульсов, в контуре температуры продувочного воздуха — электролитический хлористолитиевый датчик температуры точки росы и платиновый термометр сопротивления, в контуре температуры охлаждения цилиндров дизель-генератора — платиновый термометр сопротивления.
Потребляемая мощность 14 Вт при напряжении 107—127 В и частоте 50—60 Гц. Зона пропорциональности 2—500 %, диапазон изменения выходного сигнала 10—50 В при нагрузке (0—600 Ом) ± 10 %, диапазон настройки изодромной обратной связи 0,1—25; 0,04—10; 0,01—2,5 мин.
Регулятор распределения нагрузки ULOS (теплоход «Смоленск») предназначен для равномерного распределения нагрузки между двумя главного двигателя и выравнивания частоты вращения вала в связи с изменением нагрузки. Считается, что нагрузка главного двигателя пропорциональна положению топливной рейки ТНВД. Ее положение измеряется топливными датчиками, преобразующими положение рейки ТНВД в электрические сигналы соответствующего напряжения F1 и F2, поступающие в фильтры преобразователи. Эти сигналы, содержащие информацию о перегрузке главного двигателя, сравниваются в дифференциальном устройстве, в котором определяется их разность, и передаются на регулятор Р1. Параметры регулятора Р1 зависят от величины пропорциональности (деления мощности между дизелями), которую можно установить в необходимом соотношении. Выходной сигнал из регулятора идет через селекторный выключатель к системе FАМР-2-12. Она посылает сигнал на соответствующий регулятор «Вудвард». Этот метод регулирования соответствует принципу «подчиняющий себе». Точность поддержания нагрузки ±1,0 % от положения топливной рейки.
|