Для сохранения стабильных свойств масел в работе применяют антиокислительные и антипенные присадки.
Расход масла для вертикальных компрессоров составляет 0,002 г/с, для горизонтальных 0,0025 г/с на 1 м2 смазываемой поверхности. Расход масла, г/с, для смазки цилиндра компрессора mм = 2m?DSn, где m — расход масла для смазки 1 м2 поверхности, г/с; D — диаметр цилиндра, м; S — ход поршня, м; n — частота вращения вала, об/с.
Срок службы масла, залитого в картер компрессора, определяется интенсивностью его загрязнения, окисления и обводнения и колеблется в пределах 100—250 ч. Рекомендуемые марки масел приведены в табл. 4.2. В масле не допускаются: воды более 0,5 %, твердых включений более 2 %, кислотное число более 1,5 мг КОН на 1 г масла. Смазочное масло, используемое для смазки компрессоров, обводняется не только в результате его работы, но и при транспортировке и хранении в результате поглощения влаги из атмосферы. В связи с этим перед заливкой свежего масла в компрессор его следует проверять на влагосодержание.
В компрессорах можно встретить три вида системы смазки: разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. Система смазки разбрызгиванием применяется в компрессорах малой производительности с невысокими удельными нагрузками на элементы движения. Смазку под давлением используют в компрессорах относительно большой мощности, как наиболее надежный вид смазки. В большинстве судовых компрессоров предусмотрена комбинированная система смазки, в которой наиболее нагруженные поверхности кривошипно-шатунного механизма смазываются маслом, подаваемым масляным насосом под давлением, а поверхности цилиндров смазываются путем разбрызгивания масла, вытекающего из торцевых зазоров мотылевых подшипников шатунов. Система смазки включает масляный насос, фильтры грубой и тонкой очистки, сетчатый фильтр на всасывающем патрубке, охладитель нагретого масла, перепускной и редукционный клапаны. Фильтр грубой очистки ставят непосредственно в маслопровод вслед за насосом; через него проходит все масло. Фильтр тонкой очистки устанавливают параллельно главному маслопроводу; через него проходит только часть масла из системы смазки. Во избежание значительного повышения давления масла в системе ставят перепускной шариковый клапан на давление около 0,3 МПа.
Это позволяет перепускать масло и не допускать значительного роста давления нагнетания масляного насоса при пуске компрессора, когда масло еще холодное и имеет высокую вязкость.
Охлаждение судовых компрессоров производится, как правило, забортной водой, подаваемой в систему насосом, установленным на компрессоре, или насосами общесудовых систем. Для трубок охладителей (обычно медных), скорость воды допускается 0,5— 2 м/с.
Противокоррозионная защита системы охлаждения заключается в применении однородных материалов (по возможности), не образующих электролитических пар, и протекторов, допускающих быструю их замену в случае разрушения. Протекторная защита обеспечивается только при условии надежного электрического контакта протектора с защищаемой поверхностью. Протекторы рекомендуется изготовлять из сталей марок. В случае сочетаний углеродистой низколегированной стали и чугуна с цветными сплавами или нержавеющей стали и титанового сплава протекторы изготовляют из цинкового сплава марки ЦА05пч.
Различают протекторы пластинчатые, кольцевые и пробковые (рис. 4.7). Кольцевые протекторы используют в системе трубопровода в основном как путевые и концевые, их размещают между фланцами труб. Пробковые и пластинчатые располагают в зарубашечном пространстве цилиндров, охладителях и арматуре. Максимальный радиус действия протекторов для свободно омываемых поверхностей равен 2,5—3 м. Для замкнутых полостей радиус действия равен 10 наименьшим линейным размерам, полости протектора. Размеры рабочей поверхности протектора определяют по формуле Fпр = (0,01?0,05) Fзащ, где Fзащ — поверхность защищаемой конструкции.
В целях повышения долговечности элементов системы охлаждения, а также рабочих цилиндров компрессоров часто охлаждение компрессоров производят пресной водой, циркулирующей по замкнутому контуру и проходящей через водо-водяной охладитель. В этом случае температура пресной воды при выходе ее из водо-водяного охладителя не должна превышать 32 °С.
Для обеспечения взрывобезопасной работы системы воздуха высокого давления необходимо выполнить:
— осушку и очистку сжатого воздуха от влаги, нагрев масла и механических примесей, осуществляемых в специальных аппаратах (блоках) очистки и осушки воздуха высокого давления;
— установку фильтров, которые должны полностью удалять аэрозоли и пары масла, обладать малым сопротивлением и не иметь тупиковых полостей;
— исключение попадания масла в манометровые трубопроводы;
— продувание водомаслоотделителей и фильтров через каждый час работы компрессора;
— обезжиривание всех элементов системы воздуха высокого давления перед их установкой на штатное место;
— исключение возникновения ударных волн сжатия при высоких перепадах давления и работе запорных клапанов (скорость нарастания давления в магистрали после открытия клапана не должна превышать 1,4 МПа в секунду при подаче воздуха в тупиковые устройства).
Так же необходимо ежедневно проверять уровень масла в поддоне, не перебирать никаких соединений или арматуру компрессора во время работы компрессора, время от времени осматривать предохранительный клапан рубашки цилиндра.
В период простоя компрессор необходимо проворачивать вручную. Если простой длительный, то клапаны полагается демонтировать, очистить и смазать консистентной смазкой для защиты от коррозии. В каждый цилиндр следует налить немного масла и провернуть кривошип, чтобы обеспечить поршням и цилиндру надлежащую смазку, спустить воду из водяной рубашки и масло из поддона. Перед запуском компрессора консистентная смазка удаляется.
|